ПРАВО.ru
Актуальные темы
1 февраля 2011, 9:57

Гольцблат и Пепеляев: "стратегия альянса" против "национальной стратегии"

Гольцблат и Пепеляев: "стратегия альянса" против "национальной стратегии"
Коллаж Право.Ru

После "развода" между партнерами компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" — Сергеем Пепеляевым и Андреем Гольцблатом — крупнейшие российские юрфирмы получили два ярких примера для того, чтобы сравнить принципиально разные подходы к ведению бизнеса. Один из них в том, чтобы оставаться независимой российской компанией, а другой — провести слияние с крупным международным игроком.

Стратегия слияния

В 2008 году Гольцблат покинул одну из самых успешных российских юридических фирм "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Вместе с целым рядом сотрудников этой компании (по его словам, их было около семидесяти) он присоедился к британской Berwin Leighton Paisner. В результате была образована новая компания – Goltsblat BLP. О том, почему он выбрал путь слияния с международным игроком, и насколько успешным оказался этот опыт, Гольцблат рассказал в недавнем интервью Крису Джонсону (Chris Johnson), опубликованном в издании American Lawyer.

По мнению Гольцблата, такое его решение было абсолютно обоснованным с точки зрения развития бизнеса. "Был определенный уровень практики, который для нас, как для российской компании, был недоступен", — заявил он. Речь идет о крупнейших корпоративных сделках, которые в России в основном вели иностранные компании. Гольцблата, как он говорит, это очень разочаровывало. "Поняв, что даже с лучшими юристами трудно чего-то достичь, не имея сильного бренда, я решил совместить в одной компании оба эти преимущества, объединившись с Berwin Leighton Paisner", — сказал он American Lawyer. По словам Гольцблата, это решение стало естественным дальнейшим шагом в развитии бизнеса. "Нельзя всерьез говорить о сделках M&А или сделках в области финансов без участия британских или американских юристов, — считает он. — Прежде всего потому, что эти сделки обычно регулируются британским или американским правом".

Сейчас компания Goltsblat BLP подчеркивает, что является одновременно и российской, и международной юридической фирмой, причем является первой такой компанией. "Нам удалось создать фактически первую совместную российско-британскую юридическую фирму, которая оказывает услуги по вопросам, связанным с российским правом, а также обеспечивает комплексное юридическое сопровождение трансграничных сделок", — так она характеризует себя сама.

"Национальная" стратегия

Пепеляев, управляющий партнер "Пепеляев Групп", занявшей второе место в рейтинге лучших юридических компаний России Право.Ru-300, ситуацию видит совсем по-другому. По его мнению, чисто российские компании тоже могут конкурировать на рынке сделок M&A. "Понятно, что в этом сегменте изначально более серьезные позиции у фирм с иностранными офисами, — сказал он в недавнем интервью „Право.ru“. — Но и мы тоже участвуем в подобных сделках, их стоимость за этот год составила примерно $1 млрд.". При этом, по его словам, для национальных компаний открыт другой сегмент рынка. "У российской компании есть преимущества в осуществлении проектов, которые весьма чувствительны для внутренней политики России", — говорил он и приводил примеры из практики собственной комании: "Это работа с Минфином России над составлением разных законов и работа с администрацией Президента по закону об Олимпиаде, и другие проекты", — привел он примеры.

Пепеляев всегда подчеркивает, что для него слияние с иностранными компаниями даже в теории невозможно, хотя предложения такие компания получает. "Мы готовы сотрудничать, в том числе, возможно, на каких-то эксклюзивных условиях, но мы хотим оставаться российской фирмой", — говорит он.

Сравнивая показатели

Гольцблат, говоря об итогах деятельности компании за два года, признает, что еще не достиг цели, поставленной им вместе с управляющим партнером BLP Невиллом Айзенбергом (они собирались превратить Goltsblat BLP в одну из ведущих международных фирм на российском рынке). Однако есть и успехи и, рассказывая о них, Гольцблат говорит о клиентах Goltsblat BLP, среди которых такие гиганты, как, как Unilever Rus, 20th Century Fox, Panasonic Corp., Nissan и Mars Inc. При этом он уверяет, что смог привлечь часть клиентов, с которыми он работал в "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", хотя и добавляет, что надеялся "переманить" старую клиентуру "намного быстрее". Его бывший партнер не подтверждает эту информацию. Он заявляет, что в начале 2009 года были клиенты, которые последовали за Гольцблатом, но многие из них вернулись затем в "Пепеляев Групп".

И Гольцблат, и Пепеляев демонстрируют, что довольны финансовыми результатами бизнеса. Goltsblat BLP приводит следующие цифры: в 2009 финансовом году доход вырос на 22%, а в первой половине 2010 года темпы роста превысили 60%. Пепеляев в уже упоминавшемся интервью Право.Ru сказал, что в 2010 году выручка останется на уровне предыдущего года и составит $35-40 млн.

Впрочем, сделать окончательный вывод об успешности "стратегии слияния" Гольцблата и "национальной стратегии" Пепеляева пока не получится. В отличие от "Пепеляев Групп" Goltsblat BLP абсолютных цифр, характеризующих финансовые показатели не приводит. В рамках рейтинга Право.Ru-300 компании также сопоставить не удалось — Goltsblat BLP от участия в нем воздержалось.