ПРАВО.ru
Актуальные темы
28 ноября 2008, 14:16

Обоснование прав РФ в Арктике: обзор юридической доктрины

Обоснование прав РФ в Арктике: обзор юридической доктрины
Арктика на карте

Иван Владимирович Буник, канд.юр.наук, партнер, АК «Тимофеев, Фаренвальд и партнеры»

Арктика − это прилегающая к Северному полюсу часть земного шара, ограниченная с Юга Северным полярным кругом (66 градус 33 минуты с.ш.). К арктическим государствам принято относить Канаду, Данию (остров Гренладия), Россию, США (п−ов Аляска), Норвегию, Исландию, Швецию и Финляндию. Тем не менее, только первые пять из перечисленных государств имеют побережье, выходящее к Северному Ледовитому океану, а следовательно, и права на арктический континентальный шельф, его природные ресурсы.

В последнее время глобальная конкуренция между государствами за природные ресурсы Арктики все более обостряется. Об экономической значимости вопроса свидетельствуют оценки арктических минеральных ресурсов, подготовленные Министерством природных ресурсов США в 2008 г1.

На заседании Совета Безопасности России в сентябре 2008 г. Президентом РФ утверждены Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года. Были обозначены приоритеты Российской Федерации в Арктике (активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно−телекоммуникационной среды). Первостепенной задачей названо закрепление и международно−правовое оформление границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике2.

Правовой режим Арктики кардинально отличается от международно−правового режима Антарктики, что отражено в многостороннем договоре – Договоре об Антарктике 1959 г. Тем не менее, в западных средствах массовой информации и международно−правовой доктрине настойчиво повторяются предложения и идеи об «интернационализации» Арктики. Национальное законодательство России и Канады как двух государств с наиболее протяженным арктическим побережьем, прежде всего, Закон Канады о Северо−Западных территориях (в ред. 1925 г.) и Постановление Президиума ЦИК СССР 1926 г., считавшиеся в течение десятилетий соответствующими международному праву, квалифицируются теперь, в частности, США, как «территориальные притязания»3.

В 2006 г. американская корпорация «Объединенное управление нефтегазовым консорциумом» направила на имя Президента России «Уведомление о заявлении на исключительное право разведки, разработки и добычи нефтегазовых ресурсов Общего района Арктики» (Notice of Arctic Ocean Commons Area Exclusive Oil and Gas Resource Exploration, Development and Extraction Rights Claim).

Объединенный консорциум объявил себя «ответственным посредником» по разработке нефтегазовых ресурсов «общего наследия человечества» и заявил о своих «исключительных правах» в отношении района за пределами 200−мильных исключительных экономических зон пяти арктических государств.

В марте 2008 г комиссар Евросоюза по внешней политике, бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана представил доклад, в котором предрек столкновение Запада с Россией из−за «огромных минеральных богатств Арктики». По его словам, грядут «энергетические войны» и странам Европы надо к ним готовиться заранее4.

В ноябре 2008 г. в ЕС издан документ «Сообщение Комиссии  Европейскому парламенту и Совету.  Европейский союз и Арктический регион», в котором содержатся предложения по созданию многостороннего управления в Арктике, в том числе регулирование разработки нефтегазовых месторождений по правилам, подготовленным Арктическим советом. Кроме того, отдельно обозначены предложения о многостороннем управлении судоходством в Артике. Вместе с тем, как известно, Северный морской путь определен как исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация РФ в Арктике (согласно статье 14 Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Ясность относительно наличия природоресурсных прав России во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль в Арктике не означает, что ясен вопрос о пространственных пределах таких прав. Этот вопрос в последнее время вызывает острые споры в российской юридической доктрине.

Обоснование прав Российской Федерации в Арктике: обзор юридической доктрины (Полный вариант статьи в формате pdf)

Сноски:

1См., например, U.S. Department of the Interior, U.S. Geological Survey, 23 July 2008; Schenk, C.J., Bird, K.J., Charpentier, R.R., Gautier, D.L., Houseknecht, D.W., Klett, T.R., Moore, T.E., Pawlewicz, M.J., Pitman, J.K., and Tennyson, M.E., 2008, Assessment of undiscovered oil and gas resources of the West Siberian Basin Province, Russia, 2008: U.S. Geological Survey Fact Sheet 2008–3064, 2 p.; Schenk, C.J., Bird, K.J., Charpentier, R.R. Gautier, D.L., Houseknecht, D.W., Klett, T.R., Moore, T., Pawlewicz, M.J., Pittman, J., Tennyson, M.E., 2008, Assessment of undiscovered oil and gas resources of the Timan−Pechora Basin Province, Russia, 2008: U.S. Geological Survey Fact Sheet 2008–3051, 2 p.

2http://www.scrf.gov.ru/news/351.html

3Borgerson S. Breaking the Ice Up North. // The New York Times, October 19, 2005.

4Boswell, R. Political crisis looms in Arctic, report says // National Post, March 11, 2008.