Высший Арбитражный Суд не стал освобождать государственную "Объединенную авиастроительная корпорацию" от обязанности выкупить акции у миноритариев дочернего завода, доля в котором у ОАК выросла после передачи ей акций, принадлежащих Российской Федерации. Коллегия судей ВАС сочла, что РФ, контролирующая ОАК, и сама корпорация, по сути, являются аффилированными лицами, но президиум надзорной инстанции рассудил иначе.
"Объединенная авиастроительная корпорация" была создана в 2006 году по указу президента. В ее уставный капитал были внесены находящиеся в федеральной собственности акции ряда предприятий, в том числе 38% ОАО "Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“. В настоящий момент доля Российской Федерации в капитале ОАК составляет 83%, еще 9,9% принадлежит государственному Внешэкономбанку.
Сейчас доля ОАК в „Соколе“ составляет 63,8% (увеличение пакета произошло в рамках дополнительной эмиссии акций корпорации, которая оплачивалась принадлежавшими государству акциями завода). После ее увеличения миноритарии посчитали, что ОАК должна выпустить оферту на выкуп акций „Сокола“. Жалобу в ФСФР подал в сентябре 2009 года частный инвестор Денис Панасюк, на тот момент – акционер завода, который сообщил о возможных нарушениях со стороны корпорации в связи с приобретением ей более 30% его акций. ФСФР проверила заявление Панасюка и пришла к выводу, что корпорация должна была направить акционерам „Сокола“ обязательное предложение о выкупе акций – в соответствии с п.1 ст.84.2 ФЗ „Об акционерных обществах“.
В трех судебных инстанциях претензии корпорации, куда она обратилась с требованием об отмене предписания ФСФР (дело А40-79121/2010), отклонили. На доводы о том, что аффилированные лица (Российская Федерация и корпорация), передавая друг другу акции, не обязаны направлять такое предложение миноритариям, ответ у судов был один – РФ как публичное образование не может быть отнесена к аффилированным лицам. Такая позиция, по мнению судов, продиктована ст.4 ФЗ „О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“: аффилированными лицами могут являться лица физические и юридические, к которым РФ не относится. "Судебная практика по-разному толкует возможность распространения положений закона, регулирующих статус аффилированных лиц, на Российскую Федерацию, выступающую в роли акционера, — сказал Право.Ru руководитель корпоративной и арбитражной практики компании Качкин и Партнеры Кирилл Саськов. - Но в большинстве случаев в судах закону дают толкование, не распространяющее на государство положения об аффилированности".
К другому выводу пришла коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматривавшая заявление корпорации о пересмотре дела в порядке надзора (Дмитрий Дедов, Сергей Сарбаш и Сергей Никифоров). По мнению "тройки", нижестоящими судами "не учтен правовой статус публичных образований в частноправовых отношениях" — что Российская Федерация и другие публичные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (такая норма зафиксирована в ст. 124 ГК РФ). Кроме того, смысл п.1 ст.84.2 закона об акционерных обществах, где предусмотрена обязанность владельца более 30% акций выставить оферту на выкуп, заключается в защите миноритариев от возможного изменения стратегии и основных направлений деятельности общества. "Если контроль над обществом передается зависимому аффилированному лицу в рамках группы лиц, вероятность существенного изменения стратегии отсутствует", — считает Дмитрий Дедов, докладывавший во вторник на президиуме.
В случае с ОАК и "Соколом" государство с момента воздания корпорации владеет 90% ее акций, что, по мнению коллегии, делает их аффилированными лицами и освобождает корпорацию от обязанности делать предложение миноритариям о выкупе их акций (п. 8 ст. 84.2 закона об АО). К тому же, в этом же пункте обозначены два случая, на которые требование об оферте не распространяется: при приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией в качестве вклада в уставный капитал общества, более чем на 50% принадлежащего государству, и при приобретении акций общества, включенного в перечень стратегических предприятий. Два эти условия соответствуют обстоятельствам сделки ОАК и "Сокола".
Однако президиум ВАС не принял предложенного ей коллегией решения: все принятые ранее судебные акты были оставлены без изменения, заявление корпорации – без удовлетворения.