ПРАВО.ru
Актуальные темы
30 июля 2012, 19:39

"Приедут все звезды как российского, так и зарубежного процессуального права"

"Приедут все звезды как российского, так и зарубежного процессуального права"
Фото Право.Ru

В сентябре в Москве впервые состоится Всемирный конгресс по процессуальному праву "Гражданский процесс: межкультурный диалог. Евразийский контекст". Председатель оргкомитета этого мероприятия, заместитель декана юридического факультета МГУ Дмитрий Малешин рассказал "Право.Ru", какая практическая польза от этих конгрессов, почему процессуалисты всего мира стремятся принимать в них участие и чем удивит всех в этом году Россия.

– Расскажите о конгрессе. Что это за мероприятие?

– Это Всемирный конгресс по процессуальному праву. Он является ежегодной конференцией Международной ассоциации по процессуальному праву. Проводится по ее инициативе и в соответствии с ее правилами и стандартами. 

Национальными соорганизаторами выступили Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Ассоциация юристов России и МГУ имени Ломоносова. 

Состоится конгресс 18.21 сентября в "Президент-отеле". Рабочий язык большинства секций – английский. Открытие и приветственная часть 18 сентября с 15.00 до 18.00. Подробная информация и программа и сведения о докладчиках на сайте

– Для России проведение международной конференции по праву не является диковиной. В чем особенность этого конгресса?

– В том, что он проводится впервые и не имеет аналогов ни в России, и в СНГ, ни даже в истории СССР. 

Согласен, что в последнее время проводится множество правовых конференций, конгрессов, симпозиумов, в том числе на процессуальную тематику. Однако, нередко такое количество вредит качеству: темы, а иногда и докладчики пересекаются, проблематика выносится не всегда актуальная и так далее. Все это снижает интерес к подобного рода мероприятиям. 

Наша конференция является действительно международной. Можно с полной уверенностью говорить о ней как о всемирной: у нас выступают процессуалисты из 31 страны мира, со всех континентов. 

Я подобных юридических мероприятий в России в последнее время не знаю. Разве что ежегодный Петербургский международный юридический форум. Но организационная поддержка здесь несравнима. В нашем случае – это частная инициатива. Организационные возможности питерского форума несравнимо больше и ни в какое сравнение с нашими не идут. Кроме того, питерский форум – это общеправовая площадка, нет отраслевого деления, это своеобразный юридический Давос. У нас же узкоспециализированная конференция, на которую тем не менее приедут все звезды как российского, так и зарубежного процессуального права. 

– Вы сказали, что это частная инициатива. Но как вам удалось без государственной поддержки организовать столь значимое для отечественного правосудия мероприятие. 

– Да, действительно, это мероприятие является знаковым. Причем, как ни странно, дивиденды основные получают не организаторы, а государство: люди приезжают в страну, знакомятся с ее процессуальной системой, увозят положительные эмоции. А у организаторов остается лишь два года хлопот, ну и, надеюсь, чувство удовлетворения от выполненного долга. 

В некоторых странах государство очень внимательно относится и поддерживает проведение этих конференций. Например, предстоящую конференцию в Китае государство полностью берет под финансовую опеку. 

В нашем же случае получилось так, что это сугубо частная инициатива. Но это тоже не нонсенс какой-то. В таком же русле проводятся конференции в Европе и Северной Америке. Но там финансовую поддержку оказывают профессиональные объединения юристов. 

Я в первую очередь хотел бы высказать благодарность нашему сообществу ведущих юридических вузов. Они первыми откликнулись на наш призыв и оказали приличную организационную поддержку. Все наши три высшие судебные инстанции также являются соорганизаторами, Ассоциация юристов России и, конечно, Московский университет, где и родилась идея привезти конференцию в Москву. 

Что касается финансовой поддержки, то здесь, что называется, у нас получилось с миру по нитке. Знаете, это самая неблагодарная часть в организации. Встречаешься, убеждаешь… Легче всего, как в некоторых случаях бывает, иметь одного генерального спонсора в лице банка или организации какой-нибудь энергетической и, как говорится, голова не болит. У нас так не получилось. Не скрою, для меня это оказалась самая проблемная часть в организации. Но в результате у нас сформировался, как я надеюсь, хороший коллектив друзей оргкомитета, которые поддержали наши начинания и прониклись идеей привести в Россию мероприятие мирового уровня. Конечно, получается скромнее, чем хотелось изначально, но, тем не менее, мы не отказались от этой идеи, хотя такие мысли одно время были.

– Инициатор – Международная ассоциация по процессуальному праву. Чем она интересна?

– Это международная организация объединяет процессуалистов по всему миру, как ученых, так и практиков: судей, адвокатов и так далее. Особенность ее в том, что для членства требуется обязательно академическая степень. Есть и масса других условий, но это отдельная тема.

Эта организация создана в 1950 году в Италии, затем присоединились такие страны континентальной Европы, как Германия, Франция и Австрия, а потом из Европы работа ассоциации распространилась на Латинскую и Северную Америку, и сейчас она объединяет процессуалистов из 64 стран на всех континентах мира. Ее членами являются порядка 500 человек. 

Основной целью этой организации является создание благоприятных условий для сравнительно-правовых исследований в области процессуального права. Это касается как научных исследований, так и законотворчества. 

На конференции собираются ведущие специалисты в той или иной области со всего мира. Они обмениваются опытом по правовому регулированию в определенной сфере, и все это дает возможность оценить достоинства и недостатки тех или иных вариантов нормативного регулирования. Это уникальная возможность и никакие поездки с обменом опыта такого эффекта не дадут. Например, у нас на секции по групповым искам соберутся специалисты из 10 стран, представляющие все континенты и правовые системы. И это действительно уникальная площадка как для науки, так и законотворчества! 

Конференции проводятся один раз в год, а география их проведения весьма разнообразна. Например, в последние три года эти мероприятия принимали Торонто, Печ и Гейдельберг, а в следующие три года они пройдут в Афинах, Сеуле и Стамбуле.

Такая география говорит об еще одной интересной задаче ассоциации: открыть "процессуальному миру" ту или иную правовую систему, показать национальную специфику права. Интересной оказалась конференция в Японии. Организаторы сформировали программу таким образом, чтобы были представлены все правовые системы Юго-Восточной Азии: Японии, Южной Кореи, Китая, Филиппин и так далее. Это также говорит об уникальности ассоциации.

– А как сформирована программа московской конференции?

– Прежде всего, следует иметь в виду, что есть определенные стандарты и процедура утверждения программы руководящими органами ассоциации. Первоначальный вариант программы был подготовлен в 2010 году. Он обсуждался на заседании президиума в городе Печ и там был одобрена структура программы. Затем проведены переговоры с докладчиками и на заседании президиума ассоциации в 2011 году в Гейдельберге утверждена практически окончательная программа. То есть программа на 90% у нас была готова год назад. Этому предшествовала работа по обсуждению тематики как членами президиума ассоциации, так и российскими коллегами, проведению переговоров с потенциальными докладчиками. 

Основная задача была отразить в программе, с одной стороны, актуальную общемировую проблему, а, с другой стороны, все-таки показать региональный аспект. И главное, "не скатиться" на собственные национальные проблемы. 

По составу докладчиков такая же ситуация. С одной стороны, программа должна быть по-максимуму разнообразна. Конференция становится интересной тогда, когда представлено большое количество правовых систем. С другой стороны, нам нужно показать наше лицо, нашу науки и процессуальную систему. И не только нашу, но и СНГ. Я думаю, у нас получилось и то, и другое. У нас будут представлены все континенты, докладчики из тридцати одной (!) страны мира, со всех континентов. И одновременно, в каждой из шести секций у нас – российский докладчик. Плюс к этому есть специальная секция по проблемам судопроизводства в странах СНГ, где выступают наши коллеги из этих стран.

Надеюсь такая программа интересна как российским, так и иностранным участникам.

– Россия участвует в деятельности ассоциации?

– Активно Россия стала участвовать лет десять назад. В 1970-е советские процессуалисты Марк Гурвич и Василий Пучинский однажды посетили конференцию ассоциации, а потом было затишье до конца 1990-х. 

Скажу честно, в самой ассоциации переживали по этому поводу. Поэтому участие российских процессуалистов всячески приветствовалось. 

В настоящее время членами ассоциации являются восемь отечественных процессуалистов. Это крайне мало. Некоторые страны имеют представительство по 30-40 юристов. Например, Бразилия, Испания, Германия и Италия. Поэтому я считаю, что наша задача – постараться максимально широко вовлечь наше процессуальное сообщество – и ученых, и судей – в деятельность ассоциации. 

Естественно, что существует определенная процедура приема в члены: только по рекомендации члена правления или президиума. Каждая кандидатура обсуждается на совместном заседании этих органов. Но я надеюсь, что на московской конференции нам удастся убедить правление и президиум существенно увеличить наше представительство. 

– А чем конгресс и ассоциация в целом могут быть полезны для отечественного правосудия?

– Как я уже говорил, это уникальная возможность для обмена опытом. Других таких узкоспециализированных площадок я не знаю. Согласитесь, когда в одном месте собираются ведущие специалисты из множества стран, нужно воспользоваться этой возможностью изучить недостатки и преимущества того или иного варианта правового регулирования. 

Будучи членом этой организации, ты всегда в курсе всех законодательных изменений в судопроизводстве 64 стран мира! И главное, из "первых уст", от разработчиков законодательства. Разве есть какие-либо другие способы столь масштабного обмена опытом? 

– А в России есть национальная ассоциация по процессуальному праву?

– Есть множество национальных ассоциаций по процессуальному праву. Если Вы зайдете на сайт Международной ассоциации, то найдете их список. Существуют базильская, колумбийская и др.

В России нет национальной ассоциации процессуального права, хотя разговоры о ее создании ведутся давно. И негласно она существуют. Люди собираются, общаются, все друг друга давно знают.

Но если создавать ассоциацию, то я вижу необходимость в евразийской ассоциации для того, чтобы восстановить связи процессуалистов стран СНГ. И потребность такая, действительно, существует. Проблемы нередко одни и те же, но контакты утеряны. А такая ассоциация помогла бы наладить обмен опытом на региональном уровне. И второй аспект – это связь с практикой. Сейчас процессуальная наука не может развиваться без практики, точно так же практике часто не хватает научного подхода как при законотворчестве, так и правоприменении. Поэтому если создавать, то нужно делать процессуальную ассоциацию в широком смысле слова, включая как ученых, так и судей, и адвокатов-процессуалистов. Это была бы идеальная площадка для взаимодействия между всеми профессионалами, заинтересованными в развитии процессуального права.

Подчеркну, что речь идет о профессионалах. Ведь, сейчас такой диалог либо не происходит, либо происходит в усеченном виде. Да, есть научно-консультативные советы при судах. Но, во-первых, там преобладает материальное право. Во-вторых, это все-таки консультативный орган. То есть, появляется запрос – дается ответ. Нет здесь общения на горизонтальном уровне. И я не говорю про адвокатов. Их, как правило, нет там. Поэтому потребность в такой ассоциации существует, на мой взгляд. Но она не должна быть чисто академической.

– Как возникла идея провести конгресс в России?

– Место проведения конференции определяется лет за пять до ее проведения. Ведь, подготовка занимает, как правило, 2-3 года. Например, сейчас известно, где будут конференции в 2013-м, 2014-м и 2015 годах. То есть напрашиваются некоторые аналогии с олимпийским движением. Но не только в этом.

Процедура принятия решения о проведении тоже достаточно схожа. Делается заявка, она обсуждается президиумом, и он принимает решение. 

Собственно идея возникла в 2003 году в Мексике, она долго "вынашивалась" и окончательное решение президиум ассоциации принял в 2008 году в Торонто. 

– В чем знаковость для России этой конференции?

– Знаковость в том, что, по сути, произошло своеобразное признание значимости нашего процессуального сообщества со стороны наших зарубежных коллег. Своим приездом они свидетельствуют большое значение России в развитии "общего" процессуального права. То есть не мы едим учиться чему-то, заимствовать какие-то конструкции, как нередко это было в 1990-е годы, а, наоборот, мы действуем наравне с нашими европейскими и американскими коллегами. И своим решением провести в Москве конференцию они подтверждают это, свидетельствуют о готовности работать вместе.

Впервые происходит столь массовый "десант" иностранных процессуалистов в России. Интерес к системе судопроизводства России большой, и ученым, и практикам из нашей страны предоставляется замечательный шанс продемонстрировать возможности отечественной процессуальной школы. Кроме того, данное мероприятие является отличной площадкой для пропаганды российской юриспруденции, отечественного юридического сообщества и России в целом как правового государства, идей верховенства права в нашей стране.

– Кто из известных процессуалистов приедет к нам?

– По состоянию на 1 августа посетить Москву изъявили желание порядка 300 участников: из них 150 иностранцев, 150 российских. Они уже зарегистрировались. Причем сейчас представлены уже 42 страны мира. Всего, как мы планируем, будет 400-500 участников.

Вы спрашиваете об именах. Ну, например, профессор Сорбонны Лоик Кадье, профессор Нью-Йоркского университета Оскар Чейз, процессуалисты из Бразилии, Канады, Австралии, Японии, Китая и так далее. Российскую науку будут представлять профессора Михаил Треушников, Владимир Ярков, Валерий Мусин. Евгений Суханов также выступит с докладом о коммерческом арбитраже. Практики у нас тоже представлены. Управляющий партнер фирмы Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan является основным докладчиком по секции "Коммерческий арбитраж в Евразии". 

– Представителей нашей законодательной власти приглашать будете?

– Национальными соорганизаторами конгресса выступают три наших высших суда, а также АЮР и МГУ. Высшие суды обладают правом законодательной инициативы, и именно они готовят в основном изменения в процессуальное законодательство. Представители этих судов будут активно участвовать в конгрессе. Например, ВАС делегирует на конгресс порядка 15 человек.

– Почему организаторы конгресса в Москве остановились на теме "Гражданское судопроизводство. Межкультурный диалог. Евразийский контекст"?

– Традиционно принято выделять две правовых системы – романо-германскую и англо-саксонскую, но они постепенно сближаются, заимствуют друг у друга отдельные элементы. И в настоящее время, когда происходит сближение законодательства в различных странах мира, кажется, что еще чуть-чуть и возникнет единая система правосудия без всяких отличий во всех странах. Но на самом деле, это только в идеале. 

В свою очередь законодательство и представляет собой некий идеал, эталон. Однако оно приобретает свои уникальные черты в связке с правоприменительной практикой, которая обусловлена, прежде всего, культурой, социокультурными особенностями. Приведу пример. В Японии и Германии законодательство достаточно близкое. Но в Германии своя социокультурная модель, а в Японии совершенно другая, и практика совершенно разная. Например, в Азии к правосудию обращаются в исключительно редких случаях, когда уже все другие несудебные формы разрешения конфликта не принесли результата, в Европе наоборот, обратиться в суд считается само собой разумеющимся.

Задача нашего конгресса – показать, что несмотря на такое сближение правовых систем, все-таки национальные системы имеют свои особенности, показать цепочку влияния культуры на гражданско-процессуальное законодательство и в итоге на весь процесс. Наша задача – показать миру наши процессуальные системы, их достоинства. Принимать участие в конгрессе будут докладчики из Украины, Казахстана, будут участники из Белоруссии и других стран СНГ.