В Китае суд над Гу Кайлай, супругой попавшего в опалу Бо Силая, в прошлом одного из высших руководителей страны, уже окрестили "процессом века". На этой неделе женщина была приговорена к смертной казни за убийство британского бизнесмена Нила Хейвуда, а процесс прошел так, что оценки событий разнятся от "убила — и правильно", до "дело продемонстрировало справедливость китайского суда".
Началось все с того, что в ноябре 2011 года тело Хейвуда было обнаружено в его доме в китайском городе Чунцин. Поначалу криминальная версия не рассматривалась — медики диагностировали смерть в результате сердечного приступа, который случился из-за алкогольного отравления. Родственники Хейвуда не оспаривали результаты вскрытия, и подозрений в убийстве у них не возникло.
Однако уже весной 2012 года в отставку был отправлен Бо Силай, член полибюро Коммунистической партии Китая и секретарь партийного комитета города Чунцин и близкий друг покойного Хейвуда. По официальной версии, это было сделано из-за "серьезных дисциплинарных проступков" (каких — не уточнялось), по неофициальной — после конфликта Бо Силая с главой местной полиции Ван Лицзюном.
Повторно разобраться в обстоятельствах смерти бизнесмена потребовали британские дипломаты. И следствие со второй попытки установило, что на самом деле Хейвуд был отравлен. Оказалось, что покойного экспата с семьей видного чиновника связывали не только дружеские отношения, но и деловые. Хейвуду будто бы стало известно о махинациях китайцев в совместном проекте, и он стал угрожать сыну Силая и Кайлай, после чего последняя решилась на крайние меры.
Уже в апреле супруга Силая — Гу Кайлай — была арестована по обвинению в убийстве Хейвуда. Суд шел в закрытом для прессы режиме, а единственными сторонними наблюдателями стали два сотрудника посольства Великобритании. Вынесенный смертный приговор, как рассказывают эксперты, может быть заменен на пожизненное заключение, если Кайлай будет хорошо вести себя во время заключения. Неожиданные сюжетные зигзаги этого дела, скорость его рассмотрения и непубличность породили массу слухов. Журнал The Foreign Policy приводит пятерку самых распространенных.
1.Женщина на судебном процессе – не Гу Кайлай
По одной из распространившихся в СМИ версий, приговор в зале суда могла выслушать совсем не Гу Кайлай, а другая похожая на нее женщина. В одном из блогов на сайте газете The Wall Street Journal даже приводится ее имя – это могла быть 46-летняя Жао Тянюн из города Ланфанг, расположенного в провинции Хебей. Газета Financial Times напечатала мнение двух экспертов, которые сочли, что женщина в суде и реальная Гу Кайлай – не одно и то же лицо. Интересно, что после этого китайская интернет-цензура внесла в черный список запросы по словам "Жао Тянюн" и "двойник". Теперь страна полнится слухами – кто-то говорит, что Гу уже нет в живых, а кто-то – что она давно на свободе.
2.Гу Кайлай выпустят на свободу через несколько лет
Изначально подобную версию выдвинули представители правозащитной организации Dui Hua Foundation, выступающей за справедливое отношение к китайским заключенным. Представители организации говорили о возможном освобождении жены Бо Силая через 9 лет по медицинским основаниям (она страдает от неврозов). Однако некоторые полагают, что освобождение произойдет значительно раньше, опять же по причинам, связанным со здоровьем.
Впрочем, многие популярные блогеры были откровенно разочарованы самой возможностью замены смертной казни пожизненным заключением. Например, юрист Лю Сяуюань пишет: "Давайте подумаем, что бы произошло в нашей стране, если бы простой человек совершил убийство иностранца по корыстным соображениям?" Здесь он явно намекает на мягкость приговора.
3.Нил Хейвуд был шпионом
По данным CNN, Хейвуд работал на консалтинговую фирму Hakluyt and Co., которая была основана бывшими офицерами британской спецслужбы MI6.
В апреле текущего года глава британского МИДа Уильям Хейг опроверг слухи о том, что Хейвуд мог быть шпионом и вообще когда либо работал на правительство. Тем не менее, подобные мнения продолжают циркулировать в интернете, а некоторые китайские поисковики заблокировали поиск по сочетанию слов "Гу Кайлай" и "шпион".
Подозрительное отношение к иностранцам — норма для современного Китая. В сети можно обнаружить комментарии от китайских пользователей, вроде следующего: "А что если она и правда убила шпиона? Мы не можем просто так отбросить эту версию. В таком случае Кайлай вообще нужно наградить".
4.Бо Силаю не грозит тюрьма
Ведущие политики Китая по-прежнему обсуждают будущее Бо Силая и то, в чем его могут обвинить. Однако поскольку основное внимание сосредоточено на Гу Кайлай, сам политик может рассчитывать на то, что самая большая угроза для него, особенно с учетом его сохраняющейся популярности (он инициировал кампанию по борьбе с организованной преступностью, был популярен среди маоистов, выступал за сокращение рыночных элементов в экономике) как среди широких слоев населения, так и среди партийной элиты, — домашний арест. Политолог Дзянь Лифан вообще высказал мнение, его могут просто исключить из рядов коммунистической партии.
Что сейчас происходит с Бо Силаем, — неизвестно.
5.Дело Гу Кайлай демонстрирует приверженность Китая принципам верховенства права
Ряд комментаторов придерживаются взглядов о том, что весь процесс над Гу Кайлай имел своей целью продемонстрировать миру, что судебная система Китая способна гарантировать проведение справедливого процесса. Пожалуй, это самая абсурдная теория, поскольку известно, что все суды в стране полностью контролируются коммунистической партией, а сам процесс отправления правосудия тщательно скрывается от глаз посторонних наблюдателей. "Процесс века" скорее подтверждает это наблюдение.