Госдума спешно лишила депутата от "Справедливой России", активного участника оппозиционного движения Геннадия Гудкова депутатского мандата. "Это всего-навсего возвращение в то состояние, в котором живут 140 млн граждан нашей страны, за исключением четырехсот пятидесяти собравшихся в этом зале", — прокомментировал решение парламентариев единоросс Андрей Исаев.
Основанием для разбирательства в нижней палате парламенте стало представление генпрокурора РФ Юрия Чайки о досрочном лишении Гудкова депутатского мандата в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности. Генпрокуратура предложила Госдуме решить этот вопрос на основании материалов еще пока не законченной доследственной проверки, которую проводит Следственный комитет РФ ("Право.Ru" писало об этом подробнее). Основным доказательством стал протокол собрания учредителей "Коломенского строителя" о переназначении гендиректора предприятия от 5 июля 2012 года, в котором помимо подписи жены Гудкова, которой эсер передал в доверительное управление свои акции этой компании, значилась и подпись самого парламентария. Сам парламентарий утверждал, что не присутствовал на этом заседании и подпись под протоколом не ставил ("Право.Ru" писало подробнее).
"До своего избрания депутатов Госдумы Гудков занимался предпринимательской деятельностью, однако не прервал после приобретерния статуса депутата. Более того, осуществляеет ее и в настоящее время", — говорил сегодня в Госдуме замгенпрокурора РФ Владимир Малиновский, сославшись на проверку СКР и вскользь упомянув "покровительство", которое оказывал Гудков своему ЧОПу при проведении в нем проверки.
Относительно подлинности подписи Гудкова под протоколом из "Коломенского строителя" он высказался более чем уверенно. "Документ получен из [подразделения] Росреестра по городу Коломна, и его подлинность не вызывает сомнения", — сказал Малиновский. Его коллега по изгнанию Гудкова из депутатов, зампредседателя Следственного комитета РФ Елена Леоненко, была не столь категорична. Было проведено криминалистическое исследование подписи, и согласно выводу специалиста, "подпись на копии выполнена, вероятно, Гудковым". "Вероятность выводов обсуловлена тем, что иследованы не оригинал, а копия", — подчеркнула она.
Впрочем, уверенности Владимира Васильева, председателя думской комиссии, по решению которой вопрос Гудкова был вынесен на пленарное заседание Госдумы, в достаточности доказательств это не поколебало. Отвечая на вопрос своего коллеги по фракции "Единой России" Тамерлана Агузарова о подлинности документа, Васильев заявил, что "мы имеем дело с документом, который изъят в регистрационной палате и является сегодня достаточно подтверждающим еще один эпизод [предпринимательской деятельсности эсера]". Приблизительно также прозвучал ответ Васильева на вопрос эсерки Елены Драпеко, почему комиссия не дождалась поступления из правоохранительных органов всех запрошенных документов.
Оппозиционные депутаты пытались добиться переноса "дела Гудкова". Эсер Михаил Сердюк призывал коллег отложить обуждение до того момента, как Конституционный Суд РФ выскажется по поводу обращения группы депутатов, в котором те просят проверить на конституционность нормы, с применением которых Гудкова лишают депутатского мандата. Коммунист Александр Куликов говорил о том, что профильная думская комиссия в нарушение собственного положения не провела полномасшатбной объективной проверки. Ему вторил коллега по партии Валентин Романов, напоминая про презумпцию невиновности. "И вообще это опаснейший прецедент — в 33-м году в Германии тоже с этого начинали", — грозно добавил он, но голоса единороссов и депутатов от ЛДПР не дали исключить вопрос Гудкова из повестки дня. После этого эсеры и коммунисты попытались настоять на проведении тайного голосовании, но и эта инициатива не увенчалась успехам.
Затем коммунисты и эсеры призывали с трибуны своих коллег не голосовать "против Гудкова". Коммунист Вадим Соловьев напоминал собравшимся, что "это действо может создать весьма опасный прецедент, когда "Единая Россия" сможет простым большинством голосов забрать мандат у любого неудобного для нее представителя оппозиции", и напоминил, что Конституция РФ и законы не предусматривают права генпрокурора или руководителя СКР ставить перед Госдумой вопрос о прекращении полномочий депутата.
Сам Гудков не сомневался в том, каким будет решение, и традиционно называл происходящее "судилищем" и "расправой". В ответ на это во время выступления от фракций единоросс Андрей Исаев продемонстрировал свое удивление по поводу использования таких определений. "О чем речь? Гудкова сажают в тюрьму, лишают собственности, лишают имущества? Его лишают права заниматься политической деятельностью? — спрашивал он своих коллег. И спустя несколько секунд продолжил. "Нет. Его всего-навсего лишают депутатского мандата. А это всего-навсего возвращение в то состояние, в котором живут 140 млн граждан нашей страны, за исключением четырехсот пятидесяти собравшихся в этом зале", — сказал он, сорвав смех в пресс-зале Госдумы.
А когда результаты голосования были подсчитаны, то оказалось, что за лишение Гудкова мандата проголосовал 291 депутат, 150 были против, еще трое воздержались. Единственным единороссом, который проголосовал в пользу эсера, был режиссер Станислав Говорухин, руководитель избирательного штаба Владимира Путина на выборах в марте 2012 года. А его коллега по франкции Александр Хинштейн не стал голосовать, вынув карточку для голосования из специального устройства. Среди воздержавшихся оказался и единоросс Борис Резник.