Одним из поводов для корректировки Кодекса профессиональной этики адвоката стали разразившиеся весной 2012 года скандалы с адвокатами Дагиром Хасавовым и Павлом Ивлевым. Вице-президент ФПА Юрий Пилипенко тогда выдвинул сразу два принципиальных предложения — наделить президента ФПА правом возбуждать дисциплинарное производство в отношении адвокатов в интересах защиты деловой репутации корпорации, а также расширить перечень санкций в отношении адвокатов за те или иные проступки.
Обнародованную вчера новую версию будут обсуждать на совещаниях с участием представителей адвокатских палат в семи федеральных округах, а итоговый вариант документа должен быть разработан к Всероссийскому съезду адвокатов, который состоится в апреле, говорит пресс-секретарь ФПА Александр Крохмалюк.
Шаг к открытости
Одним из принципиальных изменений стало появление в проекте кодекса положения о том, что дисциплинарное разбирательство в квалифкомиссиях и советах палат может проходить в открытом или частично открытом режиме, как это сейчас происходит во время разбирательств с участием судей в Дисциплинарном судебном присутствии или в Высшей квалификационной коллегии судей. Правда для этого потребуется соответствующая просьба со стороны жалобщика и согласие остальных участников производства. В случае проведения заседания в открытом режиме все присутствующие, как и в суде, смогут свободно делать заметки и использовать средства звукозаписи. Для кино- и фотосъемки, видеозаписи и телетрансляции разбирательства потребуется разрешение председательствующего члена квалификационной комиссии или совета.
"Эта норма навряд ли сохранится в итоговой редакции кодекса", — высказывает свое мнение Александр Крохмалюк. Оно основано на том, что категорически против выступает президент Адвокатской палаты города Москвы Генри Резник.
С особой пометкой о дискуссионности в проекте появилась и норма о том, что "добросовестное исполнение профессиональных обязанностей адвокатом при безусловном соблюдении норм настоящего Кодекса является основанием для его поощрения". "Порядок (процедура) представления к поощрению, виды, формы и способы поощрения определяются соответствующими положениями (уставами) адвокатского образования, адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов. При поощрении адвоката соблюдаются принципы законности, открытости и гласности", — говорится в статье.
Ограничения для адвокатов
По поводу новых правил поведения адвокатов авторы проекта явно колеблются. Еще несколько месяцев назад они предлагали, помимо традиционного упоминания о необходимости, сохранять честь и достоинство, обязать адвокатов избегать действий (в частности, публичных выступлений, в том числе и в прессе), которые могли бы умалить авторитет адвокатуры и ее деловую репутацию. В обнародованной редакции слова о необходимости избегать подобной публичности зачеркнуты.
Запрет на оказание платных юруслуг вне рамок адвокатской деятельности сохраняется, но несколько смягчен. По сравнению с первоначальной редакцией проекта решено расширить исключения из этого правила: к ним будет относиться не только оказание правовой помощи бесплатно в рамках благотворительных проектов, но и деятельность по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.
Сохранились предложенные ранее нормы, допускающие случаи, когда адвокат может принять поручение представлять интересы юрлица или физлица, являвшихся ранее его процессуальными оппонентами. Это, по мнению разработчиков документа, возможно, если прежний спор уже окончен, и факт участия в нем никак не может отразиться на интересах как прежнего, так и нового доверителей, либо если спор не завершен, но никак не связан с новым, либо эта связь незначительна.
Уточняются правила прекращения действия адвокатской тайны (она действует бессрочно). Как и прежде, это будет возможно только с согласия доверителя, однако теперь адвокатам потребуется заручиться соответствующим письменным документом.
Адвокатов заставят чтить общественную мораль
Осталась в документе и норма, которая, по сути, позволяет наказывать адвокатов за проступки, совершенные не только в рамках профессиональной деятельности, как сейчас, но и в обычной жизни. "Жалоба, представление, сообщение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если <…> в них указаны: конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей и (или) общих принципов морали и нравственности в обществе", — говорится в обновленной редакции кодекса. Схожие требования содержатся и в недавно принятом Кодексе судейской этики, который, помимо прочего, также регламентирует и правила поведения судьи во внеслужебной деятельности.
Идея Пилипенко расширить перечень санкций в отношении адвокатов за те или иные проступки также сохранена. Помимо предусмотренных сейчас замечания, предупреждения и прекращения статуса адвоката, может появиться и такой вид наказания, как запрет на осуществление адвокатской деятельности на срок до одного года.
Новшеством стало предложение разрешить президентам адвокатских палат объединять в одно дисциплинарное производство жалобы, поданные на адвоката приблизительно в одно и то же время.
Немного скорректирована процедура восстановления адвокатского статуса после его прекращения за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и кодекса этики. Заново сдать квалификационный экзамен бывший адвокат сможет не ранее чем через три года после изгнания из профессии (ранее авторы документа предлагали срок в пять лет). Сейчас нигде не описаны механизмы восстановления в адвокатуре, поэтому лишение адвокатского статуса часто толкуется как автоматическое пожизненное лишение права на профессию.
Комиссия по этике разберется с жалобами на президентов адвокатских палат
По-прежнему настаивают авторы проекта нового кодекса на создании в адвокатуре комиссии по этике, которая занималась бы рассмотрением практики его применения. На основании этого анализа должны появляться обязательные для адвокатов, адвокатских образований и адвокатских палат разъяснения.
Кроме того, этой комиссии также хотят дать право возбуждать дисциплинарное производство в отношении президентов адвокатских палат. Сейчас подобной процедуры нет, а, как говорят в ФПА, прецедентов дисциплинарных разбирательств с участием руководителей региональных палат не было.
***
С текстом проекта новой редакции Кодекса профессиональной этики адвоката можно ознакомиться здесь.