С 1 июля 2009 года вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ», в связи с чем всех нас ожидают изменения в корпоративном законодательстве. Изменения затронули в основном положения об обществах с ограниченной ответственностью. При первом прочтении становится очевидной схожесть нового законодательства об обществах с ограниченной ответственностью с положениями Федерального закона «Об акционерных обществах». И действительно, со дня вступления закона в силу исчезает такое понятие как учредительный договор, теперь под учредительными документами общества с ограниченной ответственностью (далее — «Общество») будет подразумеваться только его устав.
Вместо учредительного договора учредители заключают договор об учреждении, который (по аналогии с договором о создании в акционерных обществах) определяет порядок действий его участников по учреждению Общества, но не является учредительным документом. Учредители вправе заключить договор об осуществлении прав участников, в котором они обязуются определенным образом осуществлять свои права, или воздерживаться от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников и осуществлять иные права по управлению Обществом — что является определенной новеллой. С 1 июля Общество обязано по аналогии с акционерным обществом вести список своих участников с указанием сведений о каждом участнике, размере его доли, ее оплате, а также о размере долей принадлежащих Обществу. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ о праве на долю в уставном капитале Общества, имеют приоритет перед сведениями, указанными в списке участников Общества; в случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю, содержащихся в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основании договора, или иного правоустанавливающего документа.
В новой редакции Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержится больше диспозитивных норм, чем во всех его предыдущих редакциях. Например, уставом может быть предусмотрено, что отчуждение доли участника остальным его участникам, не говоря уже о третьих лицах, совершается только с согласия остальных участников Общества и самого Общества. Участники Общества отныне могут предусмотреть в уставе заранее определенную цену продажи доли, либо в твердой денежной сумме, либо на основании одного из критериев (стоимость чистых активов, балансовая стоимость активов на последнюю отчетную дату, чистая прибыль и другие). Также уставом может быть предусмотрено преимущественное право покупки не всей доли, а только части доли предлагаемой для продажи, причем предложение может быть вынесено участникам как пропорционально, так и не пропорционально размерам их долей в уставном капитале. Общество теперь само может выступать стороной в отношениях по приобретению долей в своем уставном капитале, если уставом предусмотрена возможность преимущественного права покупки Обществом доли участника Общества по цене предложения её третьему лицу, при не использовании другими участниками своего преимущественного права. Ограничено право участника на беспрепятственный выход из Общества: теперь он может выйти из Общества путем отчуждения своей доли Обществу, и только если это предусмотрено уставом, если при этом он не является единственным участником указанного Общества, или его действия не приведут к тому, что в результате его выхода, Общество останется без участников, или в результате этих действий у Общества появятся признаки несостоятельности, или банкротства.
Выплата Обществом действительной стоимости за указанную долю осуществляется по цене, определяемой на основании данных не годовой, как было ранее, а квартальной бухгалтерской отчетности. Сокращается и срок выплаты действительной стоимости, вместо 6 месяцев в предыдущей редакции закона, теперь это 3 месяца в нынешней. Со дня вступления изменений в силу направление участником Общества оферты (предложения заключить договор) купли-продажи доли осуществляется им за свой счет другим участникам отныне только через Общество. Предусмотренные законом 30 дней (если уставом Общества не установлен больший срок) для осуществления другими участниками своего преимущественного права, начинают истекать с момента получения уведомления Обществом. Указанная норма вызывает опасения, в связи с возможным злоупотреблением этим правилом мажоритарными участниками, в чьих руках, как правило, находится подконтрольный исполнительный орган Общества. Преимущественное право прекращается в день истечения срока, либо в день представления составленного в письменной форме заявления об отказе в использовании данного преимущественного права. В некоторых случаях права и обязанности участника на долю переходят к конечному приобретателю только с согласия общего собрания участников, например, при продаже доли с публичных торгов.
Но главной новеллой грядущих изменений следует признать «антирейдерские» изменения в статью 21 и пункт 11 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», которым, в частности, устанавливается, что сделка, направленная на отчуждение доли в уставном капитале подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Права и обязанности участника на долю по указанной сделке переходят к ее приобретателю только с момента её нотариального удостоверения. Нотариальное удостоверение не требуется во всех случаях перехода доли к самому Обществу, и последующему ее распределению между всеми участниками Общества, отдельными участниками Общества или третьими лицами. Нотариус обязан проверить полномочия лица, отчуждающего долю, на указанную долю, посредством предоставления правоустанавливающего документа, подтверждающего приобретение им доли (в дальнейшем такой документ будет иметь только нотариальный вид), а также выписки из ЕГРЮЛ.
В указанной процедуре есть и положительный момент, связан он с тем, что документы на государственную регистрацию указанных изменений теперь подает нотариус, т.е. руководителям отныне не придется тратить свое драгоценное время на поездки в регистрирующий орган. В течение 3 дней нотариус, удостоверяющий сделку, направляет Заявление о внесении изменений в учредительные документы, подписанное отчуждающим долю участником, с обязательным приложением правоустанавливающего документа (договора или иного документа в случае односторонней сделки), подтверждающего переход доли в регистрирующий орган, и уведомляет Общество о совершении указанной сделки. Завершают «антирейдерскую» часть статьи 21 пункты 16-18, в которых определен порядок и основания для признания указанных сделок недействительными. Так, лицо утратившее свою долю в уставном капитале, вправе требовать у добросовестного приобретателя возврата принадлежащей ему доли, если докажет что указанная доля была утрачена в результате противоправных действий третьих лиц или иным путем помимо воли лица, утратившего свою долю. Таким образом, процедура отчуждения доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и регистрации соответствующих изменений понесла значительные изменения, цель которых — воспрепятствовать захвату управления обществом так называемыми «рейдерами» и совершению иных недобросовестных операций с использованием номинальных руководителей.
Изменениями в «Основы законодательства РФ о нотариате» установлена полная имущественная ответственность нотариуса в случае совершения им противоправных действий, по отчуждению доли участника, так же как и его отказ от совершения нотариального действия. Со дня вступления в силу изменений нотариус будет обязан заключить договор обязательного страхования своей ответственности, который по смыслу своего применения будет напоминать небезызвестные договора ОСАГО для автовладельцев.
При наступлении страхового случая возмещение вреда причиненного имуществу гражданина или юридического лица, предлагается взыскивать за счет страхового возмещения по заключенному договору страхования имущественной ответственности нотариуса, а в случае если вред причинен нотариусом умышленно, то из личного имущества нотариуса. Предполагается установить специальные тарифы на страховые случаи, в которых будет установлена различная степень риска в зависимости от квалификации нотариуса, где немаловажным фактором будет опыт осуществления им своей деятельности. Указанный договор заключается сроком не менее чем на один год, размер страховой суммы по договору устанавливается на уровне 1 500 000 рублей для нотариуса, практикующего в городе, и 1 000 000 рублей для нотариуса, практикующего в сельском поселении. Для нотариусов — членов нотариальной палаты субъектов РФ этот порог установлен на уровне 1 000 000 рублей в городе, и 500 000 рублей в сельском поселении. Страховое возмещение осуществляется в размере реально понесенного ущерба, но в пределах страховой суммы.