ПРАВО.ru
Актуальные темы
5 марта 2009, 13:26

Резерв универсального обслуживания. Отчислять или не отчислять?

Резерв универсального обслуживания. Отчислять или не отчислять?
Денежные средства могут быть взысканы только в рамках обычного арбитражного производства Фото Право.Ru

Окончание. Начало читайте здесь 

III. Предоставление сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания

Министерство связи и массовых коммуникаций Приказом №41 от 16.09.2008 г. утвердило «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (далее Приказ).

Указанный документ определил:

  • сроки предоставления соответствующих сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания (1 раз в квартал),
  • а также порядок расчета отчислений в резерв универсального обслуживания. Утверждена форма расчета базы обязательных отчислений для предоставления Регулятору.

В связи с тем, что отчисление в резерв универсального обслуживания является неналоговым платежом (т.е. платежом, не определенным в качестве налога / сбора в НК РФ) к нему не применимы нормы НК РФ, в т.ч. в части положений, регулирующих налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Предоставляемые ежеквартально в Федеральное агентство связи сведения о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания регулируются указанным Приказом.  Иные нормативные акты, регулирующих вопрос предоставления сведений в Федеральное агентство отсутствуют.

ФЗ «О связи» и рассматриваемый Приказ не имеет положений о возможных санкциях за не предоставление сведений в установленные сроки.

IV. Обязанность производить платежи в резерв универсального обслуживания

Как было указано, операторы сетей связи общего пользования в соответствии с требованиями ФЗ «О связи» обязаны ежеквартально не позднее 30 дней с момента окончания квартала, в котором были получены доходы, произвести отчисления в резерв универсального обслуживания.

При этом нарушение оператором порядка оплаты дает ответственному государственному органу право на обращение в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (п. 6. ст. 60 ФЗ «О связи»).

ФЗ «О связи» и подзаконные акты ответственного государственного органа не устанавливают возможность применения в отношении неплательщика санкций (штрафных санкций).

В этом ключе стоит рассмотреть утвержденную форму сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания, которая, в соответствии с Приказом, предоставляется оператором ежеквартально в Федеральное агентство связи.

Данная форма расчета помимо прочего устанавливает необходимые показатели для расчета платежа, графу для указания суммы исчисленных отчислений и графу для указания суммы к оплате.

В данной форме также возможно указать сумму к доплате за предыдущие периоды (если оператор производил корректировку своих доходов) и указать сумму задолженности перед резервом (которая образовалась на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного)

И при определении общей суммы отчислений указывается как сумма исчисленных отчислений в резерв за последний отчетный период, а также сумма задолженности за предыдущие периоды.

Таким образом, государственный орган предоставляет оператору возможность корректировать ранее оплаченные суммы. А также оператор вправе производить оплату задолженности за предыдущие периоды в обычном порядке без оплаты штрафных санкций.

Взыскание задолженности в бесспорном порядке

В соответствии с ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Но в связи с тем, что отчисления в резерв универсального обслуживания являются неналоговыми платежами, действие НК (в т.ч. ст. 46) не применяются. И денежные средства могут быть взысканы только в рамках обычного арбитражного производства.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа (Дело N А82-8362/2003-37 от 18.04.2005 г.). В ходе рассмотрения дела Суд установил, что налоговый орган не правомерно взыскал в безакцептном порядке помимо налогов также и плату за загрязнение окружающей среды (взимаемую на основании ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Арбитражный суд признал неправомерность действий налогового органа на основании следующего:

  • " … В п. 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О и ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
  • Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, к которым положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 46, не применяются. … ".

Взимание штрафных санкций за неуплату

По схожим правоотношениям Арбитражный суд также приходит к выводу о неправомерности взыскания с плательщика сбора штрафных санкций за не оплату (не полную оплату) фискальных сборов не налогового характера.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (Дело N Ф04/3844-1596/А27-2004 от 14 июля 2004 года):

  • Суд установил, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.
  • Суд отказал во взыскании штрафа за неуплату платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы отказано т.к. платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы не являются по своей правовой природе налогом.

Соответственно, в связи с тем, что отчисление в резерв также являются фискальными сборами (неналогового характера) к ним не применяется нормы налогового регулирования, в т.ч. в части порядка взыскания штрафных санкций.

Лицензионные условия осуществление услуг сети связи общего пользования

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2008 г. N 23 внесены изменения в Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.

В соответствии с действующими Перечнями лицензионных условий в отношении операторов сетей связи общего пользования введено дополнительное условие:

  • Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Нарушение лицензиатом условий выданной лицензии может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ по иску уполномоченного государственного органа с последующим привлечением оператор к административной ответственности. 

Нарушение лицензиатом лицензионных условий может являться основанием для приостановления действия лицензии (ст. 37 ФЗ «О Связи»).

До приостановления действия лицензии оператору направляется предписание об устранении нарушении лицензионных требований (в случае неисполнения предписания регулятора действие лицензии может быть приостановлено). 

Также нужно учитывать, что за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства оператор может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что на сегодняшний день государственный регулирующий орган активно не занимается сбором отчислений в резерв с участников рынка, но нормативная база и сегодняшняя экономическая конъюнктура, безусловно, может подтолкнуть заинтересованные ведомства к более решительным действиям по работе в этом направлении.

Основные выводы по настоящей статье:

  • Оператор обязан ежеквартально производить отчисления в резерв универсального обслуживания (ежеквартально представлять расчет сведений о базе расчета обязательных отчислений Регулятору).
  • Непредставление в установленные сроки расчета сведений является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к операторам сетей связи общего пользования.
  • Нарушение лицензиатом лицензионных требований может квалифицироваться как административное правонарушение; такие операторы могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
  • Регулятор вправе до приостановления действия лицензии направить оператору предписание об устранении нарушении лицензионных требований (в случае неисполнения предписания регулятора действие лицензии может быть приостановлено). Неисполнение предписания государственного органа может быть квалифицированного в качестве административного правонарушения по ст. 19.5 КоАП;
  • Нарушение оператором порядка отчислений в резерв дает ответственному государственному органу право на обращение в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (п. 6. ст. 60 ФЗ «О Связи»);
  • Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами (неналогового характера) и к ним не применяется нормы налогового регулирования, в т.ч. в части порядка взыскания основной суммы и штрафных санкций. Иными словами, государственный орган вправе взыскать только основную сумму задолженности в соответствии с ФЗ «О связи». Основания для взыскания штрафных санкций (например, за просрочку платежей) в законодательных актах отсутствуют.
  • В связи с отсутствием актуальной судебной практики и разъяснений регулирующих органов сложно исключить вероятность того, что государственные органы будут иметь иное мнение по рассматриваемым вопросам.

Авторы: Андрей Кулигин, Сергей Добрин, Партнерское Бюро "IT-Counsel"