ПРАВО.ru
Актуальные темы
12 июля 2013, 23:52

Сможет ли Джохар Царнаев избежать смертной казни за взрывы в Бостоне

Сможет ли Джохар Царнаев избежать смертной казни за взрывы в Бостоне
Фото с сайта www.ajc.com | Jane Flavell Collins

В среду, 10 июля 2013 года, перед федеральным судьей Марианной Боулер в Бостоне предстал Джохар Царнаев, которого обвинение считает исполнителем и одним из организаторов взрыва во время Бостонского марафона 15 апреля 2013 года. В результате взрыва погибло три человека и было ранено еще 264. Старший брат Царнаева — Тамерлан — погиб во время спецоперации. А что ждет младшего?

Статус Царнаева

Уроженец Киргизии, переехавший с семьей в США в 2002 году, Джохар является гражданским лицом, обвиняемым в ряде уголовных преступлений (см.ниже). В первые дни после его ареста некоторые конгрессмены-республиканцы требовали признать его "комбатантом" (то есть участником боевых действий), причем в специфическом смысле, в каком это понятие употреблялось в рамках "войны с террором" после терактов 11 сентября 2001 года. Согласно приказу президента США от 13.11.2001 "О задержании, обращении и суде над некоторыми негражданами США в входе войны с терроризмом" вводилось понятие "вражеский комбатант" (enemy combatant): "лицо, поддерживающее "Талибан" или "Аль-Каиду" или другие организации, враждебные США и их союзникам <…>". Такие лица не признаются военнопленными, однако им могут быть предъявлены обвинения по военным законам и в военном суде, а они могут быть заключены под стражу на неограниченный срок (таковы заключенные на базе в Гуантанамо). Однако, как объяснил Джей Карни, пресс-секретарь Белого дома, в случае с Царнаевым это невозможно, потому что он — американский гражданин и поэтому не может быть признан вражеским комбатантом.

В чем обвиняют Джохара Царнаева?

В общей сложности против него выдвинуто 30 обвинений, в том числе: четыре обвинения в убийстве — трое погибших при взрыве и Шон Колье, сотрудник полиции MIT, застреленный одним из братьев Царнаевых; обвинения в использовании и сговоре с целью использования оружия массового уничтожения, повлекшие за собой гибель людей; в умышленном уничтожении имущества путем использования взрывного устройства, повлекшего гибель людей; в попытке ограбления магазина и, наконец, в угоне автомобиля.

Что грозит Царнаеву, если он будет признан виновным?

17 обвинений из 30 допускают смертную казнь или пожизненное заключение, так что в худшем случае ему грозит смерть. Кстати, именно поэтому Царнаев не признал себя виновным в первый день процесса. Такова особенность судебного процесса в США, напоминает федеральный судья в отставке Нэнси Гертнер, так часто поступают и те, кто не отрицает свою виновность — чтобы иметь возможность не получить самое суровое наказание. С ее точки зрения, в подобном деле, где подсудимому грозит смертная казнь, у Царнаева не было выбора. Конечно, возможно и другое наказание от ограниченного срока до пожизненного. Теоретически можно даже допустить, что Царнаев не виновен и будет освобожден, но то, что публике известно на сей момент, не позволяет усомниться в его виновности. Публика, естественно, требует либо смертной казни, либо пожизненного заключения, "чтобы он страдал так же, как и мы все", сказала одна из потерпевших.

Насколько вероятен смертный приговор?

На этот вопрос уверенного ответа нет ни у кого. Такой приговор вообще обсуждается лишь потому, что суд идет на федеральном уровне, где смертная казнь была восстановлена в 1988 году; с тех пор были казнены три человека. В штате Массачусетс, где находится Бостон, смертная казнь была отменена в 1984 году, а собственно казней не было с 1940-х годов. Более того, население штата неоднократно отвергало предложения восстановить смертную казнь — а присяжных будут набирать из числа местных жителей. Однако, считает бывший прокурор в штате Массачусетс Майкл Салливан, есть шанс добиться нужного вердикта присяжных. Сам он, в бытность свою действующим прокурором, сумел добиться смертного вердикта, хотя приговор все еще не приведен в исполнение в ожидании апелляционной инстанции.

Обвинение, со своей стороны, еще не решило, будет ли добиваться смертного приговора, а генеральный прокурор США Эрик Холдер — именно он должен принять окончательное решение — известен как противник смертной казни. Нынешний прокурор штата Массачусетс Кармен Ортиз после передачи в суд обвинительного заключения 25 июня ничего внятного не сказала: "Мы сделаем все возможное, чтобы добиться справедливости". Джонни Саттон, председатель прокурорской комиссии во времена президентства Джорджа Буша мл. и прокурор в одном из округов в штате Техас в 2001-2009 гг., считает, что на прокуратуру в Бостоне будут сильно давить, с тем, чтобы обвинение требовало смертной казни.

В любом случае, мнение прокуратуры в Бостоне будет только первой (из трех) ступеней на пути к возможности требовать смертной казни. Следующей будет анализ дела особой группой прокуроров в Вашингтоне по делам о смертной казни (Capital Case Unit), которые дадут свои рекомендации Наблюдательному комитету при генеральном прокуроре (Attorney General's Review Committee). А Наблюдательный совет, выслушав прокуроров и адвокатов защиты, примет решение, которое затем должен одобрить собственно генеральный прокурор.

Однако для вынесения смертного приговора не хватит даже большинства присяжных — такие решения должны приниматься единогласно. В деле Захарии Муссауи, несостоявшегося участника терактов 11 сентября 2001 года, присяжные голосовали за смертную казнь 11 голосами против одного. Муссауи получил пожизненное заключение (точнее, шесть пожизненных заключений без права помилования).

Эксперты считают, что ключевым вопросом будет способность обвинения доказать, что теракт был основательно продуман и запланирован, а Джохар участвовал в планировании и подготовке. Между тем, хотя о действиях Царнаева в день взрывов известно очень многое, сведений о предшествующих месяцах не так уж много. Следователи уже высказывали мнение, что по психологическому профилю Джохар куда ближе к обыкновенному преступнику, чем к убежденному террористу — и это, равно как и отсутствие проблем с законом в прошлом — может использовать защита.

Широко обсуждается возможность сделки с обвинением. Но тут есть развилка. С одной стороны, Царнаеву нечего предложить обвинению, кроме информации. С другой — если у Царнаева есть значимая информация, его уже трудно будет представить несмышленым исполнителем воли авторитарного старшего брата, который и организовал и подготовил теракт. А если информации у Царнаева нет, то и торговаться нечем и никакой сделки не получится. Защите предстоит сделать трудный выбор.