ПРАВО.ru
Актуальные темы
16 марта 2009, 18:13

Лисин давит на ГАЗ

Лисин давит на ГАЗ
Владимир Лисин

За последние полтора месяца в Арбитражный суд Нижегородской области поступило десять исков о взыскании долгов с «Группы ГАЗ». Глава Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин заявил о намерении банкротить ГАЗ. Следом за нижегородским градообразующим предприятием, которому государство недавно обещало активную поддержку, обанкротиться могут практически все крупнейшие заводы российского автопрома.

Угроза Лисина

По словам председателя совета директоров НЛМК Владимира Лисина, ГАЗ должен комбинату порядка одного миллиарда рублей, это две трети просроченной кредиторской задолженности НЛМК. «Задолженность не ликвидирована. Поставок нет. Придется банкротить ГАЗ», — заявил Лисин. По его словам, НЛМК прекратил поставки на ГАЗ и готовит документы для взыскания задолженности с группы в судебном порядке.

Заместитель председателя правления «Группы ГАЗ» Елена Матвеева назвала заявление главы НЛМК «чрезмерно эмоциональным и неконструктивным». По ее словам, компания в настоящее время ведет переговоры с кредиторами, представляет антикризисную программу, которая позволит сохранить рентабельность производственных площадок и расплатиться по долгам в соответствии с планом реструктуризации. Матвеева утверждает, что партнеры предприятия в целом «верят в эффективность предложенных мер».

Однако источник «Времени новостей» в «Группе ГАЗ» утверждает, что целью автозавода является получение не кредитов, а госгарантий для банков-кредиторов. Это позволит смягчить политику банков в отношении реструктуризации имеющейся задолженности группы. По его словам, компании просто нужно время, чтобы реализовать программу, предоставленную правительственной комиссии. Источник в ГАЗ утверждает, что на совещании было принято принципиальное решение помочь автозаводу пережить трудные времена, однако до сих пор меры не приняты.

На прошлой неделе ГАЗ возобновил производство после двух недель простоя. За это время предприятие в очередной раз сократило штат: уже сокращено 25 процентов персонала, а к середине года намерены уволить еще столько же. Напомним, сейчас на предприятии работают около 88 тысяч человек.

История исков

Месяц назад, 11 февраля, ведущий поставщик ГАЗа Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) направил в арбитражный суд Нижегородской области два иска к «Группе ГАЗ» о взыскании задолженности: один на 224,5 миллиона рублей, второй — на 796,7 миллиона рублей. Впрочем, в ММК считают банкротство автопроизводителя не лучшим выходом из сложившейся ситуации. «Мы можем добиться его банкротства, возможно даже вернем свои деньги, вместе с тем в долгосрочной перспективе рынок потеряет достаточно крупного потребителя металла», — цитирует RB.ru представителя металлургической компании.

Однако сегодня стало известно, что ММК добавили к исковым требованиям к управляющей компании «Группа ГАЗ» еще 467 миллионов рублей.

"Изменение размера исковых требований связано с увеличением неустойки за неоплаченные счета на поставку продукции «Группе ГАЗ», — заявил представитель ММК на заседании Арбитражного суда.

Кроме ММК, иски к автозаводу в Арбитражный суд Нижегородской области подали еще семь компаний.

Два иска к «Группе ГАЗ» подал торговый дом «Эстар», занимающийся поставками металла. Их сумма — не меньше 78 миллионов рублей. Долги с «ГАЗа» потребовали и сами металлурги — Челябинский металлургический комбинат и Кировский завод по обработке цветных металлов. Кроме того, вернуть долги от «Группы ГАЗ» через суд намерены нижегородское предприятие «Автожгут», «Нижегородметиз», торговый дом «Восток-сервис НН» (выпускающий спецодежду) и московское РА «Приор».

Напомним также, что 11 марта стало известно о том, что «Альфа-Банк» потребовал через суд заморозить счета компании «Грузовые автомобили — Группа ГАЗ» по причине неисполнения кредитных обязательств на сумму 288 миллионов 854 тысячи рублей.

Надо отметить, что иски к «Группе ГАЗ» от металлургов поступают не только в нижегородский арбитраж. Так, например, «Северсталь» намерена взыскать с автопроизводителя в Арбитражном суде Вологодской области около 400 миллионов рублей.

Долговые претензии к ГАЗу есть и у поставщика комплектующих — компании «Соллерс», которая пока не подает в суд, однако отказалась подписывать с ГАЗом контракт на 2009 год. В то же время ряд поставщиков автокомпонентов (предприятия шинного холдинга Amtel-Vredestein, ОАО «Автокомпонент» и ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод») сообщили, что не только не планируют инициировать процедуру банкротства ГАЗа за долги, но и не собираются прекращать отгрузку продукции.

Однако крупнейшими кредиторами «Группы ГАЗ» являются госбанки: ВТБ, ВЭБ, Сбербанк и Газпромбанк. Они держат более трети ее долга — 15,46 миллиарда рублей. Среди других кредиторов — Абсолют-банк, Альфа-банк, Сведбанк, Коммерцбанк, Кредит Европа Банк, «Петрокоммерц», Райффайзенбанк и «Уралсиб».

Общая долговая нагрузка ГАЗа по данным на февраль составляет 45 миллиардов рублей, из них 23 миллиарда следует погасить в первом квартале 2009 года. По данным экспертов, у «Группы ГАЗ» отсутствуют денежные средства на погашение задолженности. В январе и феврале группа уже просрочила задолженность на 13,5 миллиардов рублей. В целом до конца декабря 2009 года ГАЗу предстоит погасить не менее 80 процентов общей задолженности, то есть 36 миллиардов рублей. Как пишут СМИ, скорее всего, государство предоставит поддержку компании на сумму не более 20 миллиардов рублей.

В залоге по кредитам у ГАЗа находятся оборудование, здания, продукция и имущественные права, в том числе контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ».

По словам зампредседателя правления Матвеевой, объем просроченной кредиторской задолженности — 7,4 миллиарда рублей, иски от кредиторов составляют 4,3 миллиарда рублей. Ранее Матвеева говорила, что долг компании «накопился с начала лета, когда металлурги необоснованно подняли цены на металл на 50 процентов». Она утверждает, что ГАЗ будет погашать имеющуюся задолженность «ритмичными партиями».

Тем не менее, даже если автопроизводителю удастся каким-либо способом расплатиться по имеющимся долгам, будущее ГАЗа видится весьма туманным. По предварительным итогам, чистый убыток «Группы ГАЗ» в 2008 году составил 5,2 миллиарда рублей, тогда как 2007 год она закончила с прибылью в 7,2 миллиарда рублей. Группа прогнозирует, что в последующие три года она также будет генерировать убытки. Так, в 2009 году, по прогнозам, чистый убыток компании вырастет втрое — до 15,7 миллиарда рублей.

Впервые угроза банкротства замаячила перед ГАЗом в начале февраля этого года на заседании комиссии по повышению устойчивости развития экономики РФ. Тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов спросил у собравшихся, не проще ли будет обанкротить предприятие. На что, однако, получил твердый отрицательный ответ от некоторых участников совещания, в том числе от вице-премьера Алексея Кудрина и представителей Минэкономразвития: у ГАЗа есть эффективный менеджмент и высокий потенциал развития, нужно лишь дать ему возможность пережить трудные времена. Этот вопрос снова прозвучал на последнем совещании основных кредиторов ГАЗа, когда Сбербанк и ВТБ также поинтересовались возможностью банкротства компании. Однако присутствовавшие на встрече чиновники не советовали рассматривать крайние меры, ведь ГАЗ — стратегическое предприятие, которому государство обещало помогать в первую очередь. Кроме того, в случае банкротства кредиторы и поставщики гарантировано не смогут вернуть себе всю сумму долга.

Мнения экспертов

Аналитики рынка сегодня не склонны считать, что банкротство все же состоится.

«Банкротство ГАЗа — это будет пощечина государству, которое ранее выразило готовность спасти одно из крупнейших предприятий российского автопрома», — говорит аналитик UBS Илья Макаров.

При этом эксперты не сомневаются, что судьбу ГАЗа будут решать главные кредиторы: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк. Что касается угрозы со стороны Лисина, то аналитики не считают сумму в один миллиард рублей столь существенной для НЛМК, чтобы инициировать банкротство. По их мнению, заявление Лисина следует рассматривать как выражение его личных отношений с владельцем ГАЗа Олегом Дерипаской.

По мнению Макарова, «кредиторам ГАЗа так или иначе придется пойти на переговоры о реструктуризации задолженности, поскольку ситуация до сих пор малопонятна и непрогнозируема для всех, — цитирует Макарова „Эксперт online“. — Лучшего менеджмента для активов Группы ГАЗ в нынешних условиях кредиторы также, видимо, найти не смогут, а потому придется договариваться».

Однако эксперты «Тройки Диалог» сделали вывод, что шансы ГАЗа стать банкротом крайне велики. «Компания сейчас испытывает наибольшие проблемы с ликвидностью за последние десять лет, что может послужить причиной банкротства», — говорится в сообщении «Тройки Диалог». Анонсируемые ГАЗом меры по большей части являются нереализуемыми, а государственная помощь, даже если она подоспеет, не позволит погасить проблемы с ликвидностью, которые испытывает компания. По подсчетам аналитиков, для того, чтобы хоть как-то продержаться на плаву, ГАЗу придется в течение трех лет свести свои инвестиционные расходы к нулю и отказаться от ряда активов. «На смену устаревшим „Газелям“ ничего нового не придет, и компания стремительно будет терять долю рынка, уступая ее конкурентам», — отмечают аналитики «Тройки Диалог».

Однако едва ли российское правительство допустит банкротство автомобильного гиганта.

Рассматривая вопрос возможного банкротства Горьковского автозавода, следует принимать во внимание всю широту географии этой проблемы. По статистике, число работников на предприятиях-поставщиках в семь раз превышает количество работников на российском автосборочном производстве. Особенно широк круг поставщиков у ГАЗа. Для многих из них банкротство автоконцерна означает риск остановки и закрытия производства, а значит, массового сокращения персонала. Таким образом, усугубление ситуации с неплатежами только расширяет масштаб будущих негативных социальных и экономических последствий.