ПРАВО.ru
Актуальные темы
20 марта 2009, 17:44

Преступники пойдут на сделку с правосудием

Преступники пойдут на сделку с правосудием
Государственная Дума РФ фото ИТАР-ТАСС

Госдума одобрила во втором чтении проект поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, узаконивающих «сделку с правосудием»: то есть облегчение приговора обвиняемому в обмен на его показания.

Согласно тексту законопроекта, смягчающим обстоятельством станет «активное способствование раскрытию и расследованию преступления», изобличению соучастников и розыску добытого преступно имущества. Члены преступной группы, помогающие следствию, могут значительно снизить срок своего тюремного заключения — «не более чем две трети от максимального срока, который предполагается по этой статье. А могут получить и меньше», — отметил председатель Госдумы Борис Грызлов. Если состав преступления легкий, то подозреваемого и вовсе могут освободить прямо в зале суда. Документ также предусматривает, что если возникает угроза безопасности подозреваемого или обвиняемого, то материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из дела и приобщаются к другому уголовному делу, выделенному в отдельное производство.

По мнению авторов законопроекта, он призван в значительной степени увеличить раскрываемость тяжких преступлений, а также позволит более эффективно противодействовать организованной преступности.

В первом чтении этот законопроект был рассмотрен больше года назад — 15 февраля 2008 года. С тех пор он находился на рассмотрении профильного комитета. В результате согласований между депутатами и представителями следственных органов его текст увеличился почти вдвое.

«Законопроект касается пресечения деятельности преступных группировок. Это достаточно сложная тема», — объяснил причину более чем годичного перерыва между рассмотрениями Грызлов.

Среди основных новшеств, внесенных в документ ко второму чтению, авторы отмечают появившуюся у подозреваемых или обвиняемых возможность заключить досудебное соглашение с прокурором до окончания следствия. Давать ли ходатайству о заключении сделки ход, решает следователь. Отказать ходатаю может и прокурор. В поправках появился пункт о том, что эти отказы могут быть обжалованы у начальства следователя или прокурора.

Кроме того, в законопроекте появилось описание конкретной процедуры заключения сделки с правосудием. Прокурор, решив пойти на соглашения о сотрудничестве, должен пригласить следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника. Составить документ разрешено только с их участием.

«Мы также внесли поправки, предусматривающие особый ускоренный порядок разбирательства дела гражданина, согласившегося на сотрудничество, и его дальнейшую защиту как свидетеля вплоть до изъятия данных о нем из уголовного дела», — цитирует «Газета» первого зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева.

Первый зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков уверен, что нынешние поправки позволяют эффективно защитить пошедшего на сделку человека.

Мнения экспертов

Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников важнейшим в предлагаемых поправках считает возможность в случае сделки предотвратить новые преступления.

По словам оперативного работника центрального аппарата МВД, закон исключит практику, когда следователь получает показания, обещая подследственному поблажки, а прокурор все равно требует в суде максимального наказания. Но, по словам оперативника, решение о сделке во многом в руках следователя, а это может стать коррупциогенным фактором.

Нынешние поправки, утверждает Груздев, предусматривают четкое и прозрачное взаимодействие ведомств, что «позволит устранить нестыковки, к примеру, между милицией и наркоконтролем при расследовании уголовных дел».

Вице-спикер Совета Федерации РФ Александр Торшин отмечает большие проблемы, накопившиеся по ряду резонансных дел: например, в заказных убийствах часто находят исполнителей и следствие дальше не продвигается.

«Я думаю, что с учетом американского опыта… сделка с правосудием, конечно же, расширит возможности следствия по поиску и заказчиков крупных преступлений, и по поиску имущества. Я думаю, что это расширения поля возможности для следственных органов», — заявил Торшин в эфире «Эхо Москвы».

Однако глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена считает «просто ужасным» принятие этого закона.

«У нас и без того большие проблемы со следствием и законностью при проведении предварительного расследования, а тут еще и такой опасный инструмент в руках следователей», — заявил он «Интерфаксу».

Кучерена отказывается проводить параллели с Западом, поскольку там другой уровень следствия. А в наших условиях, по его мнению, прежде всего следует думать о повышении качества предварительного следствия.

«Сделка с правосудием» станет еще одной лазейкой для различных злоупотреблений, откровенного давления на свидетелей и фигурантов… Это очень опасный прецедент, когда столь неоднозначная новелла в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство принимается без общественной экспертизы", — заявил Кучерена.

Надо отметить, что в США давно используются сделки с правосудием. Однако за это же время накопилось значительное количество претензий к функционированию системы. В частности, в 1975-м году генеральный атторней Аляски заявил, что пора завершить сделки с правосудием, поскольку она делает следователей, адвокатов и судей более ленивыми, так как они не делают свою работу, рассчитывая на сделку. Они надеются, что там будут добываться факты, вследствие чего разучиваются работать самостоятельно и теряют квалификацию.

Кроме того американские критики системы сделки с правосудием высказывали опасения, что прокурор или следователь не имея достаточного количества показаний и улик для того, чтобы кого-то посадить, может начать блефовать по отношению к потенциальному преступнику. Своим давлением он может вытащить показания даже у невиновного человека.

Тем не менее, Крашенинников позитивно оценивает принятие законопроекта, который может серьезно разгрузить правоохранительные и судебные органы. «Во-первых, тогда раскрывались бы быстрее самые сложные преступления, во-вторых -предупреждались новые, так как окажется обезвреженной вся цепочка — от заказчика до киллера», — уверен Крашенинников.