Решение было вынесено по иску заключённого Руслана Гарина (дело № 53-КП8-17), который добивался отмены постановления о его переводе в общую камеру. Суды ему отказали, но ВС указал, что судебные акты надо отменить уже только потому, что в ходе процессов было нарушено право заключённого на личное участие в заседании. Гарин просил позволить ему принять участие в процессе с помощью видео-конференц-связи, но получил отказ со ссылкой на то, что свою позицию он может изложить в письменной форме.
Верховный суд указал на недопустимость такой позиции и сослался на практику ЕСПЧ и Конституционного суда. Так, согласно постановлению ЕСПЧ по делу «Барков и другие против Российской Федерации», отсутствие законодательной нормы о нахождении заключённых на судебных слушаниях нельзя считать достаточным основанием для лишения их права на участие в суде. Это право можно обеспечить через видеосвязь или проведение выездного заседания суда, указали в Страсбурге.
В постановлении КС по этому вопросу также говорится, что законодатель гарантирует право заключённых на участие в процессе через видео-конференц-связь при наличии такой технической возможности. Произвольно отказывать в этом заключённому суд не может. Это право нельзя заменить другими процессуальными правами, в том числе правом давать суду объяснения в письменной форме, отметил ВС в определении по делу.