В апреле президент Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточили ответственность за происшествия на опасных производственных объектах. Спустя полгода они вступили в силу, в связи с чем Пленум Верховного суда решил облегчить судам рассмотрение дел по трем профильным статьям Уголовного кодекса и дал необходимые разъяснения.
Впервые документ был представлен 13 ноября, но тогда Вячеслав Лебедев отправил его на доработку. Олег Зателепин по итогам работы редакционной комиссии отметил, что в текст постановления были внесены незначительные изменения «в основном редакционного характера».
Значительная часть постановления посвящена преступлению, предусмотренному ст. 143 Уголовного кодекса – то есть «нарушению требований охраны труда». Документ устанавливает, что ответственность по этой статье несут работники компании, в которой произошел несчастный случай, а также сотрудники службы охраны труда. Привлечь по этой статье можно и руководителей организации – если они не приняли меры к устранению «заведомо известного им нарушения требований охраны труда» или дали указания, противоречащие таким требованиям. Потерпевшими же по таким делам могут быть не только работники по трудовому договору, но и те, кто такой договор не заключал – но приступил к работе с ведома или по поручению работодателя.
При этом суды должны разрешать вопрос о разграничении поступлений исходя из того, при производстве каких именно работ произошел инцидент: если нарушение правил охраны труда было допущено при производстве строительных работ или на опасных производственных объектах, то преступление нужно квалифицировать по ст. 216 или 217 УК. Потерпевшим от таких преступлений может быть любое лицо, которому был причинен имущественный или физический вред.
В ходе рассмотрения каждого уголовного дела по ст. 143, 216 или 217 УК суды должны установить и доказать не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями. Эта связь должна быть отражена и в судебном решении. При этом по таким делам суд должен выяснять в том числе и роль пострадавшего в происшествии. «Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только из-за небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора в отношении подсудимого», – говорится в постановлении.
При назначении наказания лицам, виновным в преступном нарушении специальных прав, суды должны учитывать характер и степень общественной опасности этих преступлений, характер допущенных нарушений, наступившие последствия и другие обстоятельства.
Отдельное пояснение дается по случаям, когда несчастный случай произошел с работником по договору подряда или возмездного оказания услуг. При таких обстоятельствах заказчик не понесет уголовную ответственность.
Отдельным пунктом Пленум ВС рекомендовал судам «периодически обобщать практику» рассмотрения уголовных дел о нарушениях требований охраны труда и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории.
«Замечаний и предложений у Министерства юстиции нет», – заявил замминистра юстиции Алу Алханов. С ним согласился и представитель Генпрокуратуры. В итоге Пленум ВС принял постановление единогласно. Вместе с принятием новых разъяснений утратит силу постановление Пленума ВС от 23 апреля 1991 года № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» со всеми поправками.