Студенческие байки
Почти у каждого студента есть история про то, как он вытянул единственный известный ему билет или сдал экзамен на отлично без подготовки. «Мне часто везло с билетами: однажды из всей массы попался именно тот, который я знал и смог неплохо ответить. А очередная попытка пересдать на пятёрку семейное право оказалась успешной только тогда, когда неделю не готовился к экзамену: по итогам мозг сам с легкостью вспомнил все, что учил перед предыдущими заходами», – рассказал партнер Алексей Артюх.
Некоторым студентам везло меньше. «На первом курсе мы сдавали экзамен по истории отечественного государства и права. Принимал его легендарный Олег Иванович Чистяков, ветеран войны, лауреат Государственной премии. Он был строг и не ставил больше двух автоматов в группе. Претендентов на автомат было четверо, в том числе и я. Накануне экзамена нам предложили выбор: вытянуть жребий на получение автомата или воспользоваться правом ответить лишь на один вопрос билета. В свои 17 лет я был не в состоянии представить, что могу не вытянуть автомат при шансах 50 на 50, поэтому сагитировал всех на жребий. Автомат мне не достался, а я еще и не начинал готовиться. В общем, получил заслуженную тройку и остался почти без стипендии. Весь следующий семестр я в университетской столовой питался преимущественно гречкой», – сообщил ассоциированный партнёр, руководитель группы в юрфирме Василий Раудин.
Советом выспаться перед экзаменом пренебрегают многие студенты, но напрасно. «К экзамену по гражданскому праву я готовился трое суток, почти не спав. После шероховатого ответа на билет экзаменатор попросил прочесть две статьи в ГК и объяснить разницу между ними. Я не смог даже воспроизвести текст из-за усталости: буквы прыгали и не складывались в слова. С тех пор перед всеми экзаменами обязательно было несколько часов сна, потому что организм лучше работает после отдыха», – сообщил Артюх.
Успешные юристы не стесняются признаваться, что готовили шпаргалки. «И списывал, и без подготовки приходилось отвечать – как без этого? Но в наше время главным было ходить на лекции и активно вести себя на семинарах. Много учился в метро (полтора часа в один конец), в библиотеке – как все тогда», – рассказал старший партнер (Россия) Леонид Зубарев. Артюх готовил шпаргалки к предметам с большим количеством фактов. Например, к истории политических и правовых учений. Адвокат, партнер АБ Алексей Буканев сам давал списывать: «Однажды на занятии по гражданскому праву преподаватель решила без предупреждения провести тестирование. Я знал тему и дал списать другу, который не подготовился. Через неделю выяснилось, что только мой друг и я сдали тест на хорошо и отлично. Причем отлично получил мой друг!». А ответственного администратора Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража Андрея Горленко чуть не погубила чужая шпаргалка: «После экзамена по одному из предметов преподаватель обнаружила написанную от руки шпаргалку на полу, где я сидел. Заведующий кафедрой сказал, что за экзамен мне поставят двойку, а это грозило итоговой тройкой по предмету. Я убедительно объяснил, что попытка обвинить меня в списывании при наличии подобных сомнительных улик (шпаргалка была найдена не у меня и написана не моим почерком) является нонсенсом для факультета права. После этого мне поставили отлично за экзамен и хорошо по предмету».
Партнёр юрпрактики Ольга Ясько часто вспоминает Виля Алексеевича Кикотя: «Как-то я сдавала ему экзамен по конституционному праву зарубежных стран. Все шло гладко, и тут профессор задал мне дополнительный вопрос, ответа на который я совсем не знала. От неожиданности произнесла себе под нос (как мне казалось) одно стандартное немецкое ругательство. Что на меня нашло в тот момент – не знаю, в то время я параллельно училась в Институте имени Гёте, видимо, замкнуло. И тут профессор медленно поднимает глаза: «Вы говорите по-немецки?». И переходит на безупречный немецкий язык. Обменявшись несколькими фразами, он сказал, что вполне удовлетворён моими ответами. Вопрос, на который я не знала ответ, был забыт». Артюх рассказал, как во время досрочной сдачи экзамена по экологическому праву после уверенного ответа преподаватель заявил: «Отмеченный вами вариант соответствует новой редакции кодекса, которая вступит в силу только через три дня, а на сегодняшний день этот ответ неправильный!». С тех пор Артюх всегда проверяет действие закона во времени. «Мой однокурсник делал доклад на тему побед русского оружия. Войдя в патетический раж, он взялся перечислять случаи, когда наша армия сперва уступала неприятелю, но впоследствии всё-таки брала верх. И вот он кричит с кафедры: «Нас били шведы!». Тут весь курс ложится от смеха. Как все мы знали, буквально вчера у докладчика была потасовка с другим нашим однокурсником, носившим прозвище Швед», – рассказал Раудин. «С одним уважаемым преподавателем катастрофически не сложились отношения. На экзамене этот преподаватель, несмотря на оценку «хорошо», на всю аудиторию заявил: «Никакого юриста из вас не получится, не старайтесь!». Ошибся!» – вспомнила партнер, руководитель санкт-петербургской практики в области корпоративного права и M&A Евгения Тетеревкова.
Полезные предметы
Спустя годы практики юристы признаются: не все предметы, изучаемые в вузах, оказались одинаково полезными. Ясько любила теорию государства и права и уголовное право: «Уголовное право не стало моей профессией, а вот знание теории государства и права помогает в работе до сих пор. Это та самая основа, на которой легко строится понимание любой отрасли права». «Во время обучения наиболее полезны были базовые дисциплины: уголовное и гражданское право и процесс, логика, римское право», – сообщил Буканев. «Мне нравилось римское право, я им прямо бредил. Дважды в неделю ходил в библиотеку читать классические труды по этой дисциплине. Римское право оказалось удивительно нужным как при изучении гражданского права, так и на практике», – отметил Раудин. Тетеревкова считает, что самыми полезными для нее были гражданское право и логика. Зубареву запомнилось и больше всего пригодилось гражданское и торговое право зарубежных государств, а также курс таможенного права, включая международное таможенное право: «Хотя в то время не было еще никакого ВТО, а Европейский союз только образовался».
«Королём среди учебных дисциплин для юристов я бы признал конституционное право. Причем не ту его часть, которая рассказывает про государственное устройство, а ту, на которую часто не хватает ни времени, ни квалификации преподавателей: конституционно-значимые ценности и права человека. Мне повезло окунуться в эту часть благодаря годичному обучению в Германии, и я был поражен степени проработанности проблематики прав человека, их ценности, поиска баланса интересов в спорах как частных лиц между собой, так и граждан с государством. К сожалению, многие вопиющие нарушения и попрания прав человека в нашей стране имеют своей причиной пренебрежение конституционным правом и рядовыми гражданами, и высшими судами, не говоря уже про исполнительную и законодательную власть», – считает Артюх. По его мнению, изучению этого предмета стоит уделить больше времени. С ним соглашается управляющий партнер КА города Москвы Анастасия Расторгуева: «Я уверена: каждый юрист обязан знать конституционное право. У меня всегда с собой была маленькая квадратная книжечка – Конституция. Я часто апеллировала к ней, поэтому со временем знала наизусть, что в какой статье, благо их всего 137». Еще Расторгуева любила криминалистику: «Очень было весело снимать друг у друга отпечатки пальцев».
По мнению многих юристов, некоторые предметы в вузах совершенно бесполезны. «Такие предметы, как история политико-правовых учений, по моему мнению, нужны скорее теоретикам», – считает Буканев. «Венгерский язык оказался ненужным, но он мне нравился», – вспомнил Зубарев. «У нас в расписании были общеобразовательные предметы, которые стоило оставить в школе: музыка, биология, русский язык, физкультура», – сообщил Артюх. Ясько не стала бы исключать ничего из программы, а предоставила бы студентам возможность выбирать те отраслевые курсы, которые им интересны, и комбинировать их по своему усмотрению. «В вузах не хватает предметов практической направленности (soft skills). Например, как правильно вести переговоры с контрагентом или процессуальным противником, как общаться с клиентами», – уверен партнер группы по разрешению споров Baker McKenzie Антон Мальцев. С ним соглашается Тетеревкова: «Я бы добавила в программу business law, и чтобы его обязательно читали практикующие юристы».
Любимые преподаватели
Юристы сходятся во мнении, что любовь к предмету часто зависит от преподавателя, его отношения к студентам, умения заинтересовать и донести информацию. «Любой предмет можно опошлить чтением компиляции из кодексов и нескольких базовых учебников на протяжении одного, а то и двух семестров», – считает Артюх. По его словам, многие базовые для юристов дисциплины были представлены именно в таком непотребном виде: «Например, приходилось бросать курс лекций после заявления о том, что собака может быть соучастником преступления, либо после требования к четверокурсникам писать под диктовку лекции и показывать преподавателю конспекты».
Благодаря некоторым преподавателям, напротив, не самые первоочередные предметы обретают новый смысл. «Александр Владимирович Копылов виртуозно читал лекции по римскому праву и не менее виртуозно вел семинары по праву гражданскому. Ну и гонял же он нас! Очень строгий преподаватель, но харизматичный и системный.
Станислав Владимировичи Романов удивительно тонко и доходчиво преподавал предмет, к которому я не испытывал совершенно никакой склонности, – уголовный процесс. Этот преподаватель вызывал такое уважение благодаря своей эрудированности и интеллигентности, что мне было стыдно не подготовиться хотя бы к одному семинару» , – рассказал Раудин. «Я помню, как мне нравились занятия по административному праву безгранично уважаемой Людмилы Абрамовны Мицкевич.
Объяснить устройство нашей бюрократии на примере мясорубки может только она. Яркие впечатления оставила история о том, как после заказанного аудита функций департаментов в краевой администрации ей был сделан вывод о бессмысленности целого подразделения из-за полного дублирования функций других отделов. Через год после заключения эксперта бесполезный департамент не только не был распущен, но и вырос вдвое, подтвердив известную максиму о бессмертии бюрократии», – поделился Артюх. «Одним из любимых предметов было гражданское право, а вернее, обязательственное и отдельные виды обязательств. Большое спасибо Телюкиной Марине Викторовне за очень структурированные лекции! В прошлом семестре я сама читала студентам курс гражданского права, отыскала свою зеленую тетрадку и готовилась на основе конспекта. Уголовное право благодаря Александру Константиновичу Романову было очень живым и веселым», – сообщила Расторгуева.
Артюх считает: в университетском обучении крайне важно уметь ставить задачи на рассуждение и междисциплинарный взгляд.
«Одним из немногих и ярких примеров преподавателей, которым я благодарен за такой подход, является Валентина Владимировна Терешкова, прекрасный специалист в международном праве.
Практические навыки, умение рассуждать мне прививал Илья Александрович Шевченко – очень известный человек в среде сотрудников и студентов юридических клиник. С такими преподавателями приятно поддерживать отношения и спустя годы после выпуска», – отметил Артюх.
Советы нынешним студентам
«Сегодняшним студентам я бы порекомендовал простую вещь: не бояться пробовать и стремиться ко всему новому и интересному, заниматься проектной деятельностью, работать в юридических клиниках, участвовать в конференциях и круглых столах. Любой опыт в этом возрасте бесценен, он помогает определиться с профессией, познакомиться с замечательными людьми, увидеть множество новых мест», – считает Артюх. Он рассказал, что опыт практической работы в юридической клинике подсказал ему, что не стоит заниматься уголовным правом: «После 15–20 визитов в исправительные колонии и консультирования осужденных у 18-летнего пацана утрачиваются юношеские иллюзии насчет романтики этого фланга нашей профессии». «Студенческие годы формируют команду, с которой вы пойдёте рядом всю свою жизнь. Активно участвуйте и в социальных междусобойчиках и общественных мероприятиях. Уже на первом курсе можно начать заявлять о себе в формате разных студенческих инициатив. Если из существующих проектов ни один не придется вам по душе, инициируйте собственный. Советую внимательно заниматься предметами общего академического плана: именно они формируют личность интеллигента, выпускника вуза, человека с высшим образованием», – считает управляющий партнер АБ Илья Никифоров. Ясько рекомендует начинать работать после третьего курса, чтобы к окончанию университета иметь практическое понимание о том, чем хочешь заниматься. Тетеревкова – учить иностранные языки. «Я бы советовал учиться оперировать информацией. К сожалению, процесс восприятия часто сводится к запоминанию. Право постоянно развивается, а люди не умеют получать новые знания, и примерно через год-два специалист становится ненужным, так как его знания устарели, а новых он не приобрел», – сообщил партнер Amond & Smith Ltd (Москва) Александр Базыкин.