ПРАВО.ru
«Корпоративная совесть»: зачем вашей компании комплаенс
Практика
22 апреля 2019, 8:36

«Корпоративная совесть»: зачем вашей компании комплаенс

Что такое комплаенс – лишняя бюрократия, бесконечные согласования и головная боль для сотрудников или эффективное средство сокращения издержек и поддержания репутации компании? Участники конференции «Право.ru» рассказали, как работает комплаенс в их компаниях, и дали советы по его успешному внедрению.

Все начиналось в Америке, когда в 70–80-х годах была лавина корпоративных нарушений, рассказал Марат Мурадов, партнер и руководитель российской практики в области конкурентного права и комплаенс Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Энергетика группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Частный капитал Профайл компании

Стали вводить очень существенные штрафы, и компании всерьез озаботились, как с этим быть. «Корпорации начали по собственной инициативе объединяться и разрабатывать то, что мы называем комплаенсом – некую систему, которая позволяет предотвращать нарушения и гармонизировать деятельность компании с законодательством», – рассказал юрист.

По словам Сергея Таута, эксперта юридической компании Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Частный капитал , комплаенс пришел в Россию в 90-х и сначала получил распространение в банковской сфере. Александр Почуев, адвокат и основатель ГК Консалтум, высказал другую теорию: «Комплаенс начался в России еще с момента возникновения крепостного права, когда Борис Годунов установил Юрьев день и дал крепостным крестьянам право доносить на своих хозяев.

Тем не менее понятие «комплаенс» прижилось в России в неизменном виде. Мурадов рассказал, что он со знакомым пытался придумать замену этому англицизму и довольно скоро пришел к выводу, что «комплаенс – это корпоративная совесть». 

Для крупных игроков рынка понятие «комплаенс» давно вошло в обиход, а в последнее время практику комплаенса внедряет и средний, и малый бизнес. 

Антимонопольный комплаенс: зачем он нужен?

Антимонопольный комплаенс – одна из самых распространенных форм комплаенса в России. «Каждая компания задает себе вопрос, каким образом безболезненно и максимально эффективно внедрить антимонопольный комплаенс в систему корпоративного управления?» – начала Ирина Акимова, руководитель антимонопольной практики BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Морское право группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Природные ресурсы группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Энергетика группа Интеллектуальная собственность (регистрация) 2место По количеству юристов 4место По выручке 14место По выручке на юриста Профайл компании .

От многих компаний я слышу: комплаенс внедряется для того, чтобы снизить возможные материальные потери и издержки, чтобы избегать штрафов. Я считаю, что такой подход неверный, потому что антимонопольный комплаенс – это в первую очередь культура.

Ирина Акимова, руководитель антимонопольной практики BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Морское право группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Природные ресурсы группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Энергетика группа Интеллектуальная собственность (регистрация) 2место По количеству юристов 4место По выручке 14место По выручке на юриста Профайл компании

«Если не будет понимания культуры комплаенса, то комплаенс не будет работать», – заявила Светлана Снежко, ведущий менеджер компании «ВымпелКом» по деловой этике и комплаенсу.

Целью комплаенса Акимова считает не снижение штрафов – в первую очередь комплаенс дает снижение рисков проведения проверок, снижение нарушений. Схожее мнение высказала Оксана Кузнецова, замначальника правового управления ФАС: «Цель комплаенса – это не только сама по себе профилактика, но и сокращение количества правонарушений, развитие правовой культуры».

Корпорацию «Технониколь» в комплаенсе привлекла возможность снижения штрафов, а также потенциальное полное освобождение от ответственности за сам факт внедрения антимонопольного комплаенса. В конечном же итоге корпорации удалось добиться искомого. Количество штрафов действительно снизилось, кроме того, по словам руководителя направления по работе с государственными органами Оксаны Токаревой, комплаенс помог «сохранить репутацию компании».

«Мы дорожим своей репутацией, не хотим совершать правонарушения и понимаем, что это очень важно», – рассказала Маргарита Смолина, руководитель центра юридической экспертизы компании Coca-Cola.

Эффекты комплаенса: 

  • практичное смягчающее обстоятельство в случае выявления правонарушения. Например, при антимонопольном контроле;
  • внутрикорпоративное регулирование и контроль рисков;
  • повышение капитализации за счет хеджирования рисков – до 1–2 % от стоимости;
  • повышение уровня корпоративной культуры;
  • понижение внимания со стороны регулятора ввиду наличия обратной связи и внутренних процедур бизнеса.

Александр Почуев, адвокат и основатель ГК Консалтум

Юристы или неюристы?

По мнению Акимовой, антимонопольному комплаенсу не место в юридическом департаменте компании. «В случае если антимонопольный комплаенс осуществляется в юрдепартаменте, то, с моей точки зрения, у других сотрудников может не возникнуть понимания, что эти требования – позиция высшего руководства», – пояснила она. Кроме того, в этом случае появляется риск возникновения «конфликта интересов» – юристам придется одновременно защищать интересы компании и обеспечивать прозрачность комплаенса. Также существует вероятность, что эта работа будет проводиться по остаточному принципу.

Вероника Журавлева, комплаенс-менеджер компании «Сибур», рассказала: для обеспечения системы комплаенса в компании выделен всего один юрист. В его компетенции находится мониторинг законодательства, регулярное информирование менеджеров о новых требованиях, анализ сделки с точки зрения наличия потенциального коррупционного элемента.

А в комплаенс-системе Coca-Cola юристы имеют большое значение: именно в их ведении находится эта функция, они решают все возникающие по поводу комплаенса вопросы, рассказала Смолина. Евгений Глазов, директор по этике и комплаенсу пивоваренной компании AB InBev Efes, поделился: изначально комплаенсом в организации занимались исключительно юристы, но сейчас это полностью независимая функция.

Как внедрять?

Антимонопольный комплаенс должен встраиваться в уже существующую систему контроля за рисками, уверена Акимова.

Антимонопольный комплаенс: инструкция к применению

Токарева рассказала, как происходила имплементация комплаенса в «Технониколь». Первым делом в компании стали аудировать бизнес-процессы, изучили, как работает подразделение продаж, изучили процессы маркетинга и рекламы, изучили, как происходят закупки, провели беседы с сотрудниками. В компании убедились, что у юристов появилась полная информация о зонах риска, а бизнес-отделы получили представление об антимонопольных запретах и последних изменениях законов в этой отрасли. «В результате образовался синергетический эффект, когда бизнес стал в курсе права, а юристы – в курсе бизнес-процессов. В итоге в компании повысилась защищенность от привлечения к антимонопольной ответственности», – заверила эксперт.

Нужно уделять большое внимание тренингам сотрудников: без этого комплаенс работать не будет. «Тренинги – важная вещь, – уверен Мурадов. – Нужно знакомить людей с антимонопольным законодательством, это не интуитивное знание. Имеет смысл проводить экзамены, при которых проверяется настрой работника на то, чтобы впитывать знания».

«Необходимо понятно рассказывать сотрудникам об изменениях и требованиях, обучать широкому кругу вопросов максимальное количество департаментов», – советует Акимова. Вопросу «доступности» комплаенса уделяют внимание и в МТС: там решили, что внутренние комплаенс-документы должны быть максимально простыми, понятными каждому и с картинками, поделилась Алина Заболоцкая, руководитель по развитию комплаенс-системы в компании.

Но одними тренингами, осведомленностью об изменениях законов и просмотром роликов не обойтись. Если перед руководителем ставятся определенные цели, которые можно достигнуть только определенными способами, вы хоть сто раз его тренируйте – результат будет плачевным.

И это вопрос возможного пересмотра парадигмы ведения бизнеса. Я бы начинал с этого.

Марат Мурадов, руководитель российской практики в области конкурентного права и комплаенса и партнер Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Энергетика группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Частный капитал Профайл компании

При этом нельзя просто внедрить комплаенс и успокоиться. «Сама по себе система комплаенса представляет собой непрерывный процесс. Нельзя нарисовать отчет и забыть об этом, предложения должны ложиться в основу новых «карт риска», процесс должен быть непрерывным, а система должна постоянно совершенствоваться», – отметила Оксана Кузнецова из ФАС.

С чего начать?

Елена Челембеева, руководитель юридического департамента Volvo Group Russia, советует поставить перед собой ряд вопросов перед тем, как внедрять в компании комплаенс:

  • Каково обязательное административное регулирование в индустрии?
  • Каковы зоны риска (промышленная безопасность, коммерческий подкуп, картель и др.)?
  • Какая часть бизнеса попадает одновременно в зону обязательного регулирования и зоны высокого риска?

«Ответы на эти вопросы покажут, какой фокус нужно делать в комплаенс-программе и какой степени строгости должна быть комплаенс-программа. Для кого-то комплаенс в основном будет антимонопольный, а для кого-то – антикоррупционный в зависимости от отрасли», – заверила она.

Коррупция и санкции

«Большие компании вынуждены выстраивать не только антимонопольный комплаенс, но и комплаенс по ряду других направлений», – рассказал Валерий Сиднев, директор по правовым вопросам «ЕвроХима». В его компании – дюжина различных направлений комплаенса.

Одна из его форм – санкционный комплаенс. Начиная с 2014 года в отношении России ввели ряд санкционных программ, напомнил спикер. В связи с этим, чтобы не попасть «под удар», в компании установили правило: работать с лицами из американского санкционного списка запрещено. «Мы проверяем каждого контрагента. Требуем, чтобы раскрыли бенефициаров. На это уходят время и ресурсы, но мы требуем это делать: последствия могут быть катастрофическими», – рассказал Сиднев.

В компании стали включать в соглашения «санкционную оговорку» – просят заверить о том, что контрагент не нарушает санкционные правила. Зачастую такая оговорка получается «зеркальной», то есть контрагент просит аналогичного подтверждения и от самого «ЕвроХима». Кроме того, в трудовые договоры с сотрудниками включается требование не нарушать все 12 зон комплаенса, которые существуют в компании. «Расторгнуть договор в российском законодательстве по такому основанию крайне сложно, но мы пытаемся», – поделился он.

Сергей Таут из «Пепеляев Групп» коснулся еще одной обширной темы – антикоррупционного комплаенса. В 2018 году выявлено около 231 000 нарушений антикоррупционного законодательства, а общий размер штрафных санкций превысил 900 млн руб. – вот почему эта практика особенно важна в России.

По его словам, национальный план по противодействию коррупции предусматривает стимулирование компаний к внедрению внутренних антикоррупционных стандартов и комплаенса. Но пока конкретных предложений на этот счет нет.

«Мерами стимулирования антикоррупционного комплаенса могло бы стать дополнение ст. 19.28 КоАП (устанавливает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица – «Право.ru») положением о том, что смягчающим обстоятельством может стать выполнение процедур антикоррупционного комплаенса.

Возможно, стоит предоставить компаниям, соблюдающим антикоррупционный комплаенс, некие преимущества на госзакупках.

Комплаенс и этика

Участники обсуждения обратили внимание на тот факт, что комплаенс неразрывно связан с этикой. В «ВымпелКоме» делают акцент на этическое лидерство: вовлеченность члена совета директоров в продвижение деловой этики, рассказал Ильсур Ахметшин, вице-президент компании и директор по деловой этике и комплаенсу. По его словам, руководство компании придерживается «принципа абсолютного неприятия коррупции при ведении бизнеса» и ожидает того же от работников компании. Вне зависимости от должности, стажа и опыта работы или заслуг нарушители антикоррупционных требований понесут ответственность.

Сфера антикоррупционного комплаенса ближе всего соотносится с нормами этики, деловой этики и морали.

Сергей Таут, эксперт «Пепеляев Групп» 

«Этика и комплаенс соотносятся с собой как вода и чай. Чай состоит главным образом из воды. Чай включает и другие составляющие, но все равно в основе будет вода. Чтобы был хороший и качественный комплаенс, должна развиваться деловая этика. По-другому невозможно», – уверен Ахметшин.