– Меня в собственном офисе задержали оперативники и привезли к следователю. Тот говорит что-то про обвинения в экономическом преступлении и советует во всем признаться. Он уверяет, что в таком случае отпустит меня домой, а если я откажусь, то поеду в СИЗО. Согласиться и все подписать?
– Нет, надо в первую очередь связаться со своим адвокатом и понять, в чем конкретно вас обвиняют. На домашний арест стоит рассчитывать, если следователь инкриминирует один из «предпринимательских составов», который запрещает отправлять подозреваемого в СИЗО. Полный список таких составов указан в ч. 1.1. ст. 108 УПК («Заключение под стражу»).
– Следователь уточнил, что меня подозревают в совершении «предпринимательского преступления». Теперь можно быть спокойным, что меня не отправят в СИЗО?
– Нет, рано расслабляться, ведь на практике сотрудники правоохранительных органов часто не обращают внимание на законодательный запрет и просят поместить бизнесменов в СИЗО. Один из хитрых способов не учитывать ч. 1.1 ст. 108 УПК – указать, что экономическое преступление коммерсант совершил не в рамках предпринимательской деятельности.
– Так и оказалось: следователь просит суд меня арестовать, потому что, по его мнению, я совершил преступление «непредпринимательского характера». Что делать?
– Не поддавайтесь панике. Первое, что надо сделать адвокату в такой ситуации, – это выиграть время, говорит Алексей Добрынин, партнер Pen&Paper. По его словам, идеально, чтобы сам доверитель попросил суд продлить срок его содержания в изоляторе временного содержания еще на сутки. Такой маневр позволит адвокатам ознакомиться с делом и доказать, что в этом случае необоснованно отправлять предпринимателя в СИЗО.
– Действительно, суд пошел нам навстречу и продлил срок задержания в ИВС еще на сутки. Какие бумаги за это время стоит собрать?
– В первую очередь необходимо документально подтвердить, что задержанный занимался бизнесом легально, то есть компания зарегистрирована в установленном законом порядке. Во-вторых, большое значение имеет тот факт, что организация реально вела хозяйственную деятельность, а не создавалась исключительно для совершения преступления, обращает внимание Алексей Гуров, партнер АБ «Павел Хлюстов и партнеры». Помогут сведения о том, что фирма исправно платила налоги, имеет постоянный штат сотрудников и у нее все хорошо с финансовой отчетностью. Партнер , адвокат Матвей Протасов вспоминает, что ему даже доводилось составлять таблицу, где он соотнес предъявленное доверителю обвинение с критериями, по которым Пленум Верховного суда запрещает арестовывать бизнесменов: «Чтобы сделать 100%-ное совпадение максимально наглядным». Также надо подготовить и принести в суд документы о праве собственности на квартиру, в которой обвиняемый сможет проживать на период следствия. Если жилье съемное, то не помешает получить нотариально удостоверенное согласие собственника недвижимости на то, что он не против отбывания в этой квартире домашнего ареста. Этот документ не предусмотрен законодательством, но суды, отказывая в избрании домашнего ареста, нередко ссылаются на отсутствие согласия собственника жилья, предупреждает партнер Тимур Хутов.
– Все перечисленные документы собрали. Что еще поможет добиться домашнего ареста?
– Необходимо собрать документы об отсутствии судимости, положительные характеристики с места работы или места жительства, всевозможные награды и грамоты. Надо сделать акцент на наличии у обвиняемого хронических тяжелых заболеваний, которые препятствуют тому находиться в условиях изоляции. Кроме того, понадобятся документы, подтверждающие устойчивые социальные связи. Например, наличие иждивенцев. Как правило, сочувствие даже у самого сурового судьи могут вызвать дети. Нашему доверителю избрали домашний арест вместо запрошенной следствием стражи на том основании, что дома его ждали пятеро малолетних детей, а сам он был болен, вспоминает Протасов: «Другого обвиняемого по тому же преступлению, не обладающего таким «бэкграундом», та же судья отправила в СИЗО». Если сразу не удалось добиться домашнего ареста, то по общей практике переход на эту меру возможен либо при даче признательных показаний в ходе следствия, либо при активной позиции защиты и проблемах с доказательствами, отмечает управляющий партнер Денис Саушкин. Придется запастись терпением, писать качественные жалобы, заказывать дорогостоящие экспертизы, находить дополнительные документальные доказательства (рабочие переписки), которые изменят картину вины и переместят вектор нарушений в сторону потерпевшего.
– Собрали все документы, которые вы советовали, и это помогло. Судья решила отправить меня под домашний арест. Что теперь мне можно делать, а что нельзя?
– Основное требование – не покидать место отбывания домашнего ареста. Кроме этого, суд может запретить обвиняемому общаться с определенными лицами, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, пользоваться телефоном (не считая вызова экстренных служб) и интернетом. Во всем, что не касается наложенных на него запретов, обвиняемый свободен в своих действиях. Бизнесмена могут навещать родственники, которые не являются фигурантами уголовного дела. Свидания с адвокатом тоже никто не ограничивает по времени, как и общение с врачом или нотариусом, которые смогут приходить к вам домой. Иногда суд или следователь разрешает обвиняемому краткосрочные прогулки, разовое посещение определенных мест либо встречи с конкретными людьми.
В нашей практике был случай, когда обвиняемому разрешили в будние дни вместо прогулки встречать из детского сада и провожать домой своего малолетнего ребенка, которого другой супруг из-за рабочего графика не мог забирать, приводит пример Гуров. Правда, чётких оснований для предоставления этих «привилегий» в законе не описано и решение по ним судья выносит на основании личного усмотрения, подчеркивает Протасов. Ни при каких обстоятельствах обвиняемый не должен уклоняться от явки по вызову следователя или суда и как-то иначе мешать расследованию уголовного дела: склонять свидетелей к даче заведомо ложных показаний, уничтожать или фальсифицировать доказательства по уголовному делу и т. п. Основной список прав и обязанностей обвиняемого, который находится под домашним арестом, перечислен в ст. 107–108 УПК.
– Теперь вообще нельзя никуда выходить из дома без разрешения суда или следователя? А если я аккуратно ночью в соседний магазин сбегаю? Этого же никто не заметит.
– Скорее всего, заметят. Сотрудники ФСИН прицепляют к ноге арестованного специальный браслет, по которому отслеживают его местонахождение. Правда, не всегда оборудование для отслеживания домашнего ареста работает корректно, предупреждает Протасов. Мне знаком случай, когда из-за технического сбоя браслет целый месяц регулярно выдавал сигнал о нарушении установленных границ, а сотрудники ФСИН этого даже не замечали, рассказывает адвокат: «Когда проблема обнаружилась, у арестованного взяли объяснения о том, что он не покидал квартиру, а браслет заменили на исправный». Партнер АБ Торн Сергей Токарев отмечает, что из-за медицинских противопоказаний браслет могут не надевать, тогда к обвиняемому домой будут приходить сотрудники ФСИН с регулярными плановыми и внеплановыми проверками. Некоторые домашние арестанты на свой страх и риск «по полной» используют возможности тех условно «свободных» дней, когда они должны самостоятельно явиться к следователю или в суд. Уведомленные о законном отъезде обвиняемого из дома сотрудники ФСИН редко интересуются тем, как долго длились следственные действия или суд и чем их подопечный занимался «по пути», говорит Протасов. То есть в такие дни у арестованного появляется возможность насладиться почти неограниченной свободой. Но если нарушения всё же будут выявлены и доказаны, то последствия могут быть самыми печальными вплоть до изменения меры пресечения и перевода обвиняемого в СИЗО.
– Что-то не слишком радужно выглядит домашний арест. Думал, что условия будут помягче. Как не сойти с ума «в четырех стенах»?
– Сложнее всего приходится тем, кто живёт один. Если суд не разрешил прогулки, то даже о покупке продуктов придется просить адвоката, говорит Протасов. Бывают и случаи, когда «арестанты» не выдерживают длительного пребывания с семьёй, а особенно с пожилыми родителями, у которых многие остаются прописанными, и просят заменить им место домашнего ареста, приводит другой пример юрист. Но не стоит впадать в психологические крайности, надо сохранять ясность чувств и мыслей. Домашний арест дает возможность поднять свой образовательный и духовный уровень: читать книги, освоить медитацию. Для тех, кто оказался в квартире один, отлично подходит медитация «Випассана», советует Протасов. Самое главное, чтобы рядом с вами всегда был кто-то из членов семьи, который при необходимости купит еду или вызовет скорую помощь, позвонит адвокату в случае форс-мажорных обстоятельств.
– Постараюсь сохранять спокойствие и почитаю русскую классику, до которой не дошли руки в школьные годы. Но что делать с бизнесом? Рухнет же все без меня.
– Бизнесом при домашнем аресте управлять сложно, но можно. На какие-то действия надо выдать доверенность на надежных людей, оформить отпуск за свой счет с временным возложением обязанностей на надежных заместителей. Необходимо выработать систему отчетности для назначенных вместо вас людей, объясняет Саушкин. По его словам, бизнесмену придется отказаться от гаджетов и вернуться полностью к бумажному документообороту: «Только таким образом адвокат может передать информацию». Коллегам придется приезжать к обвиняемому домой. Кроме того, есть опасность, что следователь может допросить сотрудников компании, сделав их участниками процесса, а суд запретит общаться с ними, предупреждает Хутов.
Бизнесом придется управлять через адвокатов и близких лиц. Аккуратно и продуманно. С неукоснительным соблюдением запретов и ограничений, наложенных судом. Чтобы обвинение не сочло такое «управление» нарушением и не отправило вас под стражу.
И в этом случае единственным выходом будет общение через адвоката. Некоторым домочадцам волей-неволей придется освоить функции секретарей, а то и заместителей генерального директора. Иногда эту роль берут на себя все те же адвокаты, с которыми у предпринимателя сложились доверительные отношения, говорит Протасов. Поэтому лучше уже сейчас найти себе хорошего защитника, которому вы сможете довериться в самых критичных ситуациях. Также полезно держать дома заранее составленные и удостоверенные нотариусом доверенности. О других эффективных методах управления бизнесом под домашним арестом расскажут эксперты на конференции «Право.ru» «Уголовно-правовая ответственность бизнеса».