Действия руководителя
В связи с распространением коронавируса многие руководители компаний оказались в растерянности и не знают, как построить дальнейшую работу и сохранить бизнес. Управляющий партнёр юркомпании AVG Legal Алексей Гавришев одним из первых шагов рекомендует создать команду экстренного реагирования, которая бы отвечала за обеспечение наиболее оперативного принятия решений. "Затем, совместно с командой, надо провести тщательную оценку всех рисков, включая проблемы, связанные с персоналом, контрагентами, госорганами", - говорит Гавришев. По мнению руководителя уголовной практики юркомпании BMS Law Firm Александра Иноядова, решения руководителя должны учитывать несколько сценариев в зависимости от степени продолжительности чрезвычайных обстоятельств на краткосрочную и среднесрочные перспективы.
Любой руководитель должен несколько абстрагироваться от ситуации и оценить стойкость своего бизнеса исходя из возможности практически полной остановки работы на срок три месяца
Стоит обратить внимание на правильное оформление трудовых отношений с работниками. "Работодателю необходимо принять решение об установлении численности работников, не подлежащих переводу на дистанционный режим работы, и работников, трудовая деятельность которых возможна без физического присутствия на территории работодателя", - говорит старший партнёр АБ Андрей Трушин. Для удаленной работы необходимо издать приказ о переходе на новый формат в связи с профилактикой распространения коронавируса. "Далее заключить с каждым сотрудником дополнительное соглашение и определить срок, в течение которого сотрудник будет работать из дома, перечень обязанностей, время работы, порядок отчетности", - рассказала руководитель практики трудового права юркомпании Татьяна Николаенко.
Адвокат АБ г. Москвы «Лебедева-Романова и партнёры» Тимур Харди объяснил: если сотрудник в силу профессиональных обязанностей выходит работать во время нерабочей недели, то он получает заработную плату в обычном размере, а не в двойном, как в случае работы в выходные и праздничные дни, поскольку нерабочая неделя не рассматривается как выходная или праздничная.
Далее необходимо наладить взаимодействие с клиентами для понимания изменений и определения их влияния. Должна быть проведена работа в отношении погашения дебиторской задолженности, инициированы переговоры с арендодателями и кредиторами, определены параметры необходимого дофинансирования и основания для получения господдержки. "Кроме общей оптимизации, следует определить новые направления, по которым может развиваться бизнес", - считает Иноядов.
Предпринимателям рекомендуется обратиться к контрагентам за изменением условий договоров и предоставлением отсрочек. Переговоры помогут в определенной мере сгладить ряд острых моментов
В настоящее время Торгово-Промышленная палата выдает заключения об обстоятельствах непреодолимой силы и сертификаты о форс-мажоре не только по внешнеторговым, но и по внутрироссийским контрактам. Для получения заключения необходимо подтвердить, каким образом существующие ограничения помешали обратившейся стороне исполнить договор. "В целях избежания взыскания штрафов и неустоек получать заключения ТПП рекомендуется заранее", - отметила старший юрист ЮФ "Алимирзоев и Трофимов" Елизавета Молоснова.
Если ваш бизнес закредитован в банке и ему не будет оказана господдержка, долг может быть выкуплен более сильным игроком. "Пересмотрите условия договора и попробуйте изменить те, которые ставят ваш бизнес под угрозу дефолта или банкротства. Платить рано или поздно придется, а вот кому и на каких условиях - это будет целиком ваша головная боль", - уверена старший юрист юркомпании Анна Бурдина.
Очевидна огромная волна споров, которая накроет суды после начала их работы. Это будут споры об изменении и отказе от договоров, взыскании дебиторской задолженности. После первой волны будет вторая: об оспаривании сделок по выводу имущества и завещаний умерших от коронавируса людей
Дистанционное корпоративное управление
Руководитель проектов юркомпании Андрей Иванов уверен: "Если в компании уже построена эффективная система корпоративного управления, отвечающая высоким стандартам, в условиях пандемии она также будет работать - разве только может потребовать более тонкой настройки и стать более технологичной". Тем, у кого такой системы нет, придется в срочном порядке переходить на новый режим.
Электронный документооборот потребует приобретения соответствующего программного продукта, а также регламентации связанных бизнес-процессов и обучения персонала. "Для организации электронного документооборота с сотрудниками существует масса CRM-систем. Документооборот с государственными органами (ФНС, ФССП, судами) осуществляется посредством использования электронной почты, а также обмена документами, заверенными с помощью персонифицированной электронной подписи", - говорит Гавришев. Юрист Елизавета Ракова рассказала, что в связи со сложившейся ситуацией намечается тенденция проведения общего собрания акционеров путем заполнения электронной формы бюллетеня на специализированных сайтах: "Технология электронного голосования позволяет дистанционно участвовать в собраниях акционеров".
Перед переходом на электронный документооборот руководитель проектов юркомпании Дмитрий Лобачев рекомендует зафиксировать механизм обмена юридически значимой корреспонденцией, адреса электронной почты, ответственных лиц в дополнительном соглашении или официальной переписке. Старший юрист АБ Анастасия Найда говорит, что можно определить такой порядок для взаимоотношений временным. Для этого надо обозначить, что указанный документооборот действует до отмены объявленного режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории соответствующего субъекта РФ.
Дистанционное корпоративное управление сопряжено с рисками информационной безопасности. В период оперативного перехода на новый режим особенно важно внимательно отнестись к сохранности чувствительных данных. Чтобы снизить риски утечек при удалённой работе, консультант ЮК Анна Тюленева рекомендует обеспечить технические меры защиты, заключить соглашения о конфиденциальности с работниками и проинформировать их о мерах кибергигиены. Ответственность за разглашение корпоративной информации, включающей конфиденциальные сведения любого характера, ложится как на работодателя, так и на работника, о чём также следует проинформировать команду.
Присоединяйтесь! У нас интересно, полезно и весело.
А вот какие мероприятия мы запланировали на май:
– 19 мая: «Комплаенс: построение эффективной системы в компании»;
– 22 мая: Litigation Forum Pravo.ru;
– 26 мая: «Корпоративная безопасность, форензик и корпоративные конфликты»;
– 28 мая: «Интеллектуальная собственность: судебная практика, будущее IP, сделки с объектами».
Расписание всех запланированных конференций – по ссылке. Там же можно приобрести билеты и материалы с прошедших мероприятий.