Международное право и внеземные ресурсы
Государства исследуют космос на основании ряда международных договоров. Для ведения коммерческой деятельности самые важные из них Договор по космосу (110 стран-участниц), Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (76 участников) и Соглашение о спасании космонавтов (98 участников). Среди подписантов этих документов числятся все крупнейшие страны, включая Россию.
Эти соглашения устанавливают базовые принципы, на которых основывается взаимоотношения государств и их частных компаний-резидентов в космической деятельности. Там же прописаны и основы ведения деловой активности за пределами Земли — в том числе и вопросы ресурсодобычи.
Так, ст. I Договора по космосу предусматривает, что исследовать и использовать космос следует проводиться на благо и в интересах всех стран, а ст. II этого же соглашения запрещает государствам присваивать космическое пространство и небесные тела, включая луну.
Доктор юриспруденции и специалист по международному космическому праву Рики Ли говорит, что толковать эти положения можно по-разному. С одной стороны, ст. I и ст. IX обязывают одну страну не вмешиваться в права других государств, не наносить им ущерба. Это позволит добывать ресурсы в космосе, не мешая другим странам.
Противники этого подхода считают, что такую деятельность будут воспринимать как действия в интересах какого-то конкретного государства, а не «в пользу и в интересах всех стран». По такому толкованию, при добыче минеральных ресурсов, первая статья Договора по космосу должна обязывать государство предоставлять сырые или переработанные руды другим странам на недискриминационной основе и по рыночной стоимости.
Но даже в этом случае, трудностей не избежать, уверен Ли. Чтобы добывать минеральные ресурсы всё равно придётся утвердить исключительные права частной собственности на часть поверхности и недр небесного тела. И даже, если это будет такая деятельность, которая не потребует этих исключительных прав, финансистам и инвесторам всё равно надо быть уверенными, что их инвестиции защищены: они не захотят вкладываться юридически-шаткое предприятие. По мнению учёного, наиболее эффективное средство защиты своих инвестиций в такой ситуации — возможность запретить конкурентам доступ к одной и той же области небесного тела для добычи полезных ископаемых.
Есть и вещи, которые отличают добычу минералов в космосе и на земле: небесное тело может истощаться из-за того, что из него извлекают материалы. Поэтому, такая деятельность может быть незаконной с точки зрения международного космического права: уничтожение можно считать окончательной формой присвоения, а это противоречит статье II Договора по космосу. Если из-за этого другие государства не смогут вести на таком небесном теле коммерческую деятельность, это может стать нарушением и других статей договора.
Чтобы устранить правовую неопределённость, Ли предлагает следующие варианты:
- Определить минимальную массу для объекта, который будет считаться «небесным телом»;
- Определить максимально допустимую массу ресурсов, которые из такого тела извлекают: она может быть выражена в процентах от его общей массы;
- Установить требование обрабатывать часть добытых ресурсов на месте, чтобы основная их доля оставалась внутри небесного тела;
- Запретить добывать полезные ископаемые на тех небесных телах, чья масса ниже минимально-установленной.
Другой исследователь, Фабио Тронкетти, считает, что Договор по космосу содержит лишь принципы общего характера, чтобы обеспечить правовую базу для ведения коммерческой деятельности в космосе в дальнейшем. Но частные операторы часто выступают против трансформации этих принципов в какие-то конкретные законодательные акты: иначе это может привести к резкому удорожанию коммерческой деятельности в космосе, а в худшем — похоронить все перспективы вести бизнес за пределами Земли.
Сам же учёный-юрист полагает, что в таком подходе остаётся ряд невыясненных вопросов: кто имеет право добывать ресурсы на конкретном участке Луны, какова продолжительность эксплуатации этого участка, кто имеет право на добытые ресурсы? Соглашаясь со своим коллегой, Тронкетти уверен: неурегулированность всех этих вопросов приведёт не только к конфликту интересов, но и будет иметь финансовые издержки, т.к. потенциальному инвестору тяжело будет найти менее надёжный объект для своих вложений.
Есть и те, кто считает, что ещё слишком рано говорить о разработке каких бы то ни было правовых основ для добычи ресурсов в космосе, т.к. технологическая база для ведения такой деятельности пока недостаточно прочная и поспешные решения сейчас могут привести к коллизии в будущем. Но их противники полагают, что как раз из-за отсутствия нормативно-правовой базы, технологическое развитие тормозится, и никто не хочет вкладывать средства в проекты по добыче ресурсов на Луне и других небесных телах.
Кроме того, государства уже успели осуществить ряд совместных проектов, крупнейшие из которых — «Морской старт» и МКС. Подрядчиками в таких случаях часто выступают транснациональные корпорации со сложной структурой собственности и финансирования. Как отмечает Ли, способность международно-правовой базы регулировать ответственность и юрисдикцию в отношении частных компаний в космосе всё проблематичнее и проблематичнее. Тем не менее, на национальном уровне правительства давно пытаются адаптировать правовую базу под реалии рынка.
Право на запуск
В 1984 году в США был принят «Закон о космических запусках в коммерческих целях» («Commercial Space Launch Act»), с которого законодатели начали прокладывать дорогу в космос частным компаниям. Закон поощряет развитие космонавтики в частном секторе рынка. Он предусматривал выдачу лицензий на ведение космической деятельности. В то же время, акт ограничивал право физических и юридических лиц запускать ракеты на территории других государств, если только эти государства не заключили соответствующий международный договор с США. В том же году, другим законом частным компаниям разрешили осуществлять наземное дистанционное зондирование на основе выдаваемой государством лицензии.
В 2015 году американские власти приняли «Закон об исследовании и использовании космических ресурсов». Он впервые допускал наличие прав собственности американских граждан на ресурсы, которые были добыты в космосе, в том числе на астероидах. Специалист по международному и космическому праву доцент кафедры Международного права МГИМО Мариам Юзбашян считает, что принятие этого закона стало первым этапом на пути складывающейся системы национально-правового регулирования в США космической природоресурсной деятельности. Принятый в апреле этого года указ стал очередным шагом на пути построения этой системы. «Необходимо понимать, что и на внутригосударственном уровне система пока является неполной, в частности, отсутствуют и лишь планируются к разработке соответствующие нормы о лицензировании данного вида космической деятельности», сказала исследователь в комментарии Право.ру.
В России, запуски ракет в космос регулируются законом «О космической деятельности», принятом в 1993 году. Это был первый закон РФ, который давал частным компаниям возможность осваивать космическое пространство. Для ведения такой деятельности, ст. 9 Закона обязывает получить лицензию, которая оформляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, любая космическая техника, согласно ст. 10, обязана пройти сертификацию или декларирование. Сюда относятся не только ракеты и объекты, которые непосредственно полетят в космос, но и оборудование, используемое при их создании. Некоторые требования к проведению запусков вырастают из международного права.
Так, на международном уровне вопрос запуска космических объектов регулирует Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1972 года. Она предусматривает, что государство, с чьей территории происходит запуск, обязано внести информацию о нём в специальный национальный регистр, а затем к краткие сроки сообщить об этом Генеральному секретарю ООН. Генсек, в свою очередь, тоже ведёт реестр, в котором учитываются все запущенные аппараты.
В России порядок регистрации космического объекта определяется на основе регламента ведения Регистра космических объектов, запускаемых РФ в космическое пространство. Ст. 3.5 этого документа предусматривает, что тот, кто производит запуск, должен в течение пяти дней после его отправки в космос подать заявку на регистрацию. В ней надо указать название объекта, дату и место запуска, назначение, параметры орбиты и гражданство. После этого, в течение семи дней после получения заявки, Роскосмос проверяет полноту полученной информации и, если всё в порядке, оформляет проект регистрационных данных, присваивая объекту регистрационный номер.
Регистрация нужна для того, чтобы можно было установить «виновника» аварии, если таковая произойдёт. При этом, если государство-участник, которое осуществляет юрисдикцию над получившим ущерб космическим объектом, не смогло определить «обидчика», другие страны, особенно те, у которых есть необходимые технические возможности, должны помочь расследовать этот случай. Для этого, государство «потерпевшего» направляет через Генсека ООН просьбу о помощи, и дальше две страны договариваются об условиях её оказания.
Впрочем, для того, чтобы урегулировать последствия аварий, есть и другие средства правовой защиты.
Страхование в космосе
Поскольку полёты в космос — процесс уязвимый от начала до конца, компании, которые запускают свои объекты в космос, стараются прибегать к услугам страхования.
Страхование, связанное с космической деятельностью, во всём мире практикуют ещё с 1965 года, когда крупнейшая американская компания аэрокосмическая компания Hughes Aircraft Company заключила с фирмой Lloyd’s of London договор страхования предзапуска спутника Intelsat I.
Предприятие, которое производит запуск, как правило страхует не только сам объект, но и риски, связанные с ним, почти каждый этап запуска в космос ракеты очень дорогостоящий. Иногда, авария на одном из этапов может приобрести такие масштабы, что для её устранения компании проще и дешевле будет начать новый космический проект, чем устранять последствия повреждений.
Отчасти поэтому в США в сумму страхования включают стоимость космического устройства, средства его выведения и издержки по организации запуска. Страховыми объектами в этой ситуации становятся каждый перерыв и внеплановая остановка, которая случается в ходе реализации космической программы. Под программу страхования подпадают в том числе объекты и оборудование стартового комплекса.
В России страховать космические риски начинают с выбора координатора пула страховщиков, а также международного брокера, который консультирует отечественных страхователей и проводит предстраховую экспертизу всего проекта. Затем разрабатывается программа страхования рисков космического проекта.
После этого, головная российская страховая фирма организует пул страхователей из числа других компаний. На следующем этапе проходит подготовка и заключение договоров, в котором в качестве сторон участвуют все компании образованного пула, а также брокер и международные страхователи. При оценке рисков запуска, компании обращают внимание, прежде всего, на надёжность самого космического устройства и этапов, предшествующих запуску объекта.
__________________________________________________________________________________
При подготовке статьи использованы материалы:
Ricky J. Lee, Law and Regulation of Commercial Mining of Minerals in Outer Space
Fabio Tronchetti, The Exploitation of Natural Resources of the Moon and Other Celestial Bodies (Studies in Space Law)
Двирный В.В., Двирный Г.В., Голованова В.В., Елфимова М.В., Петяева Н.Н. Страхование космических проектов на основе вероятностного анализа рисков