Модернизация законодательства
Первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 году. В течение 15 лет в него вносились отдельные изменения, которые носили точечный характер.
Принятый в 1999 году закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» определил основы правового регулирования отношений на рынке финансовых услуг, перечень организаций, подпадающих под такое регулирование, а также роль антимонопольного органа в нем. Был создан практический инструментарий для обеспечения конкуренции на рынке финансовых услуг.
I антимонопольный пакет в 2006 году ввел в действие закон о защите конкуренции (135-ФЗ), установил новые правила конкурентного регулирования, конкретизировал основные понятия, ввел поправки в КоАП, которые установили оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Это стало стимулом для исполнения нового антимонопольного закона.
II антимонопольный пакет в 2009 году ввел уголовную ответственность за картели (ст. 178 УК) как наиболее серьезное нарушение антимонопольного законодательства, а также расширил возможности по привлечению к ответственности чиновников за предоставление преференций отдельным компаниям.
III антимонопольный пакет в 2012 году установил курс на либерализацию антимонопольного законодательства и ввел новый механизм работы – предупреждение нарушения. До возбуждения антимонопольного дела ФАС выдает предупреждение, которое нарушитель может оперативно устранить.
IV антимонопольный пакет в 2015 году продолжил дальнейшую либерализацию законодательства. Он расширил институты предупреждения и предостережения на действия органов власти и недобросовестную конкуренцию. Продолжилась концентрация на крупных делах, имеющих влияние на состояние конкуренции в целом, а не ущемляющих интересы конкретных потребителей.
V (цифровой) антимонопольный пакет уже разработан, но пока не принят. Он должен распространить антимонопольное регулирование на интернет-площадки. Например, на поисковики и онлайн-магазины. Для этого вводятся новые критерии доминирующего положения на рынке – владение инфраструктурой и наличие «сетевого эффекта». Под инфраструктурой понимают платформу, которая нужна для взаимодействия других хозяйствующих субъектов или потребителей. А «сетевой эффект» – это получение экономической выгоды от количества пользователей, в том числе с помощью сбора и обработки данных.
Антимонопольные требования внесены в отраслевые законы: Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, закон о государственном оборонном заказе, закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», закон «О торговле», закон «Об электроэнергетике».
1 июля 2015 года вступили в силу поправки к закону «О государственном оборонном заказе», которые уточнили ранее действующие антимонопольные требования. В частности, они запретили в рамках гособоронзаказа сделки с физическими лицами, покупку акций и ценных бумаг, расходование авансовых средств по контракту на иные цели. Поправки в закон предусматривают изъятие дохода, полученного вследствие нарушения, и возмещение нанесенного государству ущерба. Они направлены на повышение эффективности контроля в сфере гособоронзаказа.
Достижения антимонопольного регулирования
В 2007 году внесены поправки в КоАП, которые ввели оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. До этого максимальный размер штрафа не превышал 500 000 руб.
Уголовное наказание за участие в картеле (ст. 178 УК) наступит, если картелем причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо если участники картеля извлекли от его работы доход в крупном размере – более 50 млн руб.
Для успешного выявления нарушителей разработаны и внедрены инструменты по выявлению цифровых сговоров.
С 1 января 2015 года деятельность губернаторов оценивается с учетом уровня развития конкуренции в регионе. В 2018 году состоялся Госсовет по вопросам развития конкуренции в регионах, по итогам которого главам регионов даны конкретные поручения по развитию конкуренции. Также были разработаны и утверждены 85 региональных дорожных карт развития конкуренции.
В 2018 году создан фундамент развития конкуренции в России:
- принят Указ Президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;
- утвержден «Национальный план развития конкуренции в стране на 2018–2020 годы»;
- принята дорожная карта развития конкуренции в различных отраслях экономики.
Также произошел запуск биржевой торговли как инструмента развития конкуренции и снижения цен. Разработаны и утверждены «Правила недискриминационного доступа для участников рынка».
ФАС заинтересована в профилактике нарушений, поэтому внедрение антимонопольного комплаенса стало обязательным для органов государственной власти. Многие компании на добровольной основе начали внедрять антимонопольный комплаенс.
- отменен национальный и внутрисетевой роуминг;
- с принятием Постановления Правительства РФ от 23.06.2007 № 397 «О совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок» произошла либерализация рынка авиаперевозок;
- начали работу стандарты раскрытия информации в сфере железнодорожных перевозок, аэропортов, портов;
- пресечена возможность установления «скрытых» комиссий при выдаче потребительских кредитов;
- обеспечен конкурентный порядок выплаты пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам;
- произошло реформирование системы мер государственной поддержки в сфере промышленности;
- создана конкурентная площадка на рынке электроэнергии (мощности), которая успешно функционирует в рамках современных правил антимонопольного регулирования;
- приняты поправки в ФЗ «Об обращении лекарственных средств», содержащие разработанные ФАС статьи, которые направлены на развитие конкуренции на рынках лекарственных средств;
- введены новые правила, методика регистрации и перерегистрации цен на препараты, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- повышается доступность лекарств для пациентов и равных условий для производителей конкурирующих лекарств;
- введены требования назначения и выписывания лекарственных препаратов по международным непатентованным наименованиям.
Создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП). Также выработаны механизмы взаимодействия национальных антимонопольных органов между собой и начавшим функционирование в 2015 году Евразийским экономическим союзом.
В 2015 году Федеральная служба по тарифам (ФСТ) была упразднена, а ее функции переданы ФАС. Антимонопольное ведомство стало правопреемником ФСТ, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Это сделано в целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.