Партнер Валерий Еременко, модератор дискуссии, подчеркнул: в период пандемии государственная машина работала очень быстро, появился даже термин «коронаправо». Но изменилось не только право, но и отношения между участниками, подчеркнул модератор.
Многие правоотношения из-за коронавируса пришлось спешно прекращать. Андрей Крупский, управляющий партнер юридической компании , как раз и рассказал участникам конференции о стратегиях защиты интересов в суде при расторжении сделки. По словам эксперта, российские судьи не любят рассматривать споры о расторжении сделок, а статьи, которые для этого используются, давно «покрылись пылью». По мнению Крупского, «сейчас нужно попробовать сдуть эту пыль и дать нужный нашим клиентам результат».
Несмотря на всю неопределенность этого времени, наша задача – любой недостаток использовать в пользу клиента.
По мнению эксперта, сейчас в лидеры с точки зрения возможности расторгнуть соглашение вырывается ст. 451 Гражданского кодекса об изменении условий договора. Практика будет исходить из того, что расторжение – это более правильный исход, чем изменение контракта, уверен Крупский. Он также подчеркивает, что во всех ситуациях поможет добросовестность клиента. «Крайне полезная позиция – говорить, что пытался, но не смог», – посоветовал юрист.
При этом эксперт подчеркнул: пересмотреть договорные отношения с банками, скорее всего, не удастся, потому что они чувствуют за собой поддержку государства. Еременко же заявил, что банки тоже сильно пострадали, потому что люди и компании перестали платить по кредитам.
А директор по правовым вопросам Росбанка Полина Лебедева, представитель банковского сектора, подчеркнула: очень многие компании сейчас зависят от отношений с банками. Она рассказала, как решить проблемы с кредитной задолженностью в условиях постпандемии. Например, кредитные каникулы, которыми могут воспользоваться пострадавшие компании. А еще есть мораторий на банкротство, который подразумевает не только временное прекращение возможности уходить в банкротство, но и запрет предъявления требований кредиторов.
Также всегда можно попробовать договориться с банком, посоветовала Лебедева. «Самое важное и самое простое сейчас – просто договориться. Мы все оказались в одинаковой ситуации», – согласился Еременко.
Сергей Водолагин, управляющий партнер ЮФ , рассказал о трудностях в трудовых отношениях в постпандемию. А Артем Дмитриев из затронул вопрос наблюдения за сотрудниками, которые находятся на удаленке. По его словам, многие режимы контроля и мониторинга за работниками предполагают вторжение в личную сферу сотрудников. «Это влечет риски для бизнеса, с которыми раньше сталкиваться не приходилось», – заявил эксперт.
Обычные средства контроля за сотрудниками (например, скриншоты экрана) при определенных обстоятельствах вызывают у регуляторов и надзорных органов настоящее раздражение.
Эксперт посоветовал при наблюдении за сотрудниками не прибегать к излишне жестким способам и всегда помнить о том, что вводимый контроль должен быть пропорционален поставленным задачам.
Дмитрий Русаков, руководитель группы защиты брендов , раскрыл тему интернет-продаж и особенности защиты интеллектуальных прав в условиях пандемии COVID-19. По его словам, сейчас есть потенциал для быстрого развития российского бизнеса в интернете. «Интернет захватил даже тот бизнес, который не был готов или не хотел переходить в онлайн. Появились новые покупатели, которые перешли в интернет-магазины», – рассказал эксперт. Он также уделил внимание тому факту, что из-за пандемии активизировались мошенники, которые обманывают клиентов, «прикидываясь» большими брендами. «Отлавливать» их могут помочь, например, автоматизированные системы – Русаков рассказал, что в его компании поступают именно так.
Юлия Бузанова, партнер , рассказала о проблемах, которые возникают при управлении коммерческой недвижимостью в «пост-ковидный» период. Она также дала рекомендации на случай второй волны пандемии, как привести в порядок свой бизнес, чтобы потом не получить претензии от государственных органов. Важно сделать так, чтобы проверяющие органы не увидели того, чего они не должны увидеть. Например, в период самоизоляции нередки были случаи, когда инспекторы, которые приходили на объект проверить масочный режим, случайно замечали, например, самострой – и это заканчивалось для компаний крупными штрафами. Чтобы не допустить таких ситуаций, нужно в том числе не забывать инструктировать охранников по поводу того, кого можно пускать и куда.
Аренда: лучше договориться
Вторую сессию конференции «Право.ru» открыл Юрий Халимовский, директор Deloitte Legal. Он проанализировал все нормативные акты и разъяснения об аренде, принятые за время эпидемии – законы, правительственные постановления и другие. После чего участники конференции обсудили, как эти положения применяются на практике.
Екатерина Алексеева, адвокат MGP Lawyers, рассказала о случаях, когда стороны могут договариваться без вмешательства суда. Главная причина для пересмотра соглашения, считает эксперт – это невозможность использовать арендованное имущество по назначению. Это может быть как полная невозможность, так и ухудшение условий (например, уменьшение человеческого потока).
У сторон есть различные варианты снижения арендной платы: процентное снижение, снижение до нуля и непосредственно до расходов арендодателя, которые он несет на обслуживание своего имущества.
При этом эксперт отметила, что ссылаться на форс-мажор для снижения арендной платы нельзя: такая ссылка (где она возможна) поможет защититься только от убытков и неустойки.
Валерий Нарежный, советник юрфирмы , рассказал о новом законе, который позволяет расторгнуть договор аренды без штрафов. По словам эксперта, «новый порядок ломает сложившуюся практику на рынке аренды через колено». И если Гражданский кодекс был в большей степени нацелен на защиту интересов арендодателя в части досрочного расторжения или изменения договора, то новый закон по сути эту стабильность нарушает. Но этот закон – временный, напоминает юрист. Да и на «бессанкционное» расторжение имеет право далеко не каждый арендатор, а только компании из наиболее пострадавших отраслей экономики.
Пожелания арендатора должны быть разумными и обоснованными. Да, теоретически снижение арендной ставки до нуля возможно, если бизнес совсем «встал». Но и в этом случае, конечно, лучше договариваться о каких-то арендных каникулах. Не стоит просто говорить своему контрагенту: «Сделайте нам нулевую арендную ставку».
Эксперт попытался «предсказать» перспективы судебных споров по досрочному расторжению арендных договоров. По его мнению, когда такие дела придут в суды, то стороны будут спорить о несоблюдении порядка расторжения, о недобросовестности арендаторов, о зачете выполненного ремонта в арендную плату, о «совмещении» разных видов деятельности в одном помещении и о многом другом.
А Никита Губанов, управляющий БЦ «Романов Двор» (УК «АВИКА»), рассказал о сложившейся ситуации с точки зрения арендодателя. За время пандемии и сопутствующих ограничений к его управляющей компании обратилось 65% клиентов-арендаторов. «И мы уже договорились с половиной из них – где-то предоставили отсрочку, где-то дали скидку. Но ни один из наших клиентов не стал расторгать договор в соответствии с новым законодательством», – заключил он.
До встречи на новых конференциях «Право.ru»! Ближайшие мероприятия – уже в сентябре:
2 сентября – Маркетинг юридической фирмы 11.0.
4 сентября – Правовые вызовы и возможности в эпоху санкций.
11 сентября – Комплаенс: построение эффективной системы в компании.
23 сентября – Будущее уже здесь: технологии в юридическом бизнесе.
30 сентября – Налоговая политика и налоговые споры – 2020.