ПРАВО.ru
Кейс
26 октября 2021, 10:07

Кто хочет стать миллиардером: как идет спор за наследство Олега Бурлакова

Кто хочет стать миллиардером: как идет спор за наследство Олега Бурлакова
Сначала после смерти миллиардера его родственники не могли договориться, где надо похоронить бизнесмена. За «помощью» пришлось обращаться даже к следователям. А после похорон сражение развернулось за активы предпринимателя. Их общая стоимость по неофициальным данным составляет около $1,5 млрд. В этом сюжете фигурирует и завещание на странице ежедневника, и развод с женой, и внебрачный ребенок. Правда, до развязки всего конфликта пока еще далеко.

В июне 2021 года Олег Бурлаков скончался от последствий коронавируса на 72-м году жизни в подмосковной клинике «Лапино». Конфликт между его родственниками начался сразу после смерти бизнесмена. Тело из больницы приехала забирать сестра миллиардера Вера Казакова, которая намеревалась похоронить брата в Санкт-Петербурге рядом с могилами родителей. Его жена Людмила и дочери Елена с Вероникой настаивали на погребении в канадском Торонто, где они проживают с начала 1990-х годов.

Сразу после появления сообщений о смерти бизнесмена семья Бурлакова сообщила, что планирует провести независимую международную экспертизу обстоятельств его гибели. Параллельно Вера Казакова обратилась в Следственный комитет с требованием расследовать обстоятельства смерти миллиардера и отказ в выдаче его тела. После этого тело бизнесмена перевезли в другой морг. Жена с дочерьми обжаловали это перемещение, в итоге смогла получить тело и вывезти его в Канаду, где Бурлакова и похоронили в июле этого года.

Главные претенденты

За наследство участника списка Forbes развернулась ожесточенная борьба. В конце августа «Известия» сообщили, что в Монако обнаружилось завещание Бурлакова, в котором не упоминается ни вдова умершего Людмила, ни его совершеннолетние дочери. Других подробностей о документе издание не сообщило. Эту информацию затем подтвердил и председатель совета КА «Могильницкий и партнеры» Максим Глотов, который представляет интересы Веры Казаковой. Юрист не раскрыл содержания документа, но утверждал, что в отношении завещания проводятся процедуры в соответствии с применимым правом Монако.

Адвокат вдовы и дочерей Бурлакова, старший партнер КА Pen & Paper Константин Добрынин, в ответ заявил, что обнаруженный в Монако документ не имеет никакой юридической силы, поскольку его авторство и подлинность не подтверждены судом. По словам защитника, найденный текст написан кем-то от руки на вырванной странице ежедневника и до сих пор не предъявлен ни в наследственное дело, ни в российский суд в установленном порядке.

С точки зрения российского права, к наследникам первой очереди относятся дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК). Если никого из них нет, то имущество распределяется между наследниками второй очереди. Туда входят братья и сестры умершего, а также племянники и племянницы (ст. 1143 ГК).

Если речь идет о завещании, то его нужно составлять в письменной форме и удостоверять у нотариуса. Простая письменная допустима только в чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни, и то в присутствии двух свидетелей. В больнице подобный документ удостоверяется врачом, подписывается завещателем и свидетелем (ст. 1127 ГК). 

Ситуация меняется, если завещание составлено за границей либо наследодатель имел место жительства за границей. Российское законодательство устанавливает трехфакторный тест для проверки такого документа. Оно является действительным, если форма соответствует: (1) либо праву места жительства завещателя в момент составления завещания; (2) либо праву места составления завещания; (3) либо российскому праву (п. 2 ст. 1224 ГК).

Так как Бурлаков в момент составления завещания в 2019 году постоянно проживал в Монако, то для признания его действительным в России нужно, чтобы форма соответствовала праву Монако. То, что миллиардер умер на территории РФ, не влияет на вопрос о применимости права к этой ситуации. Максим Бобров, управляющий партнер АБ «Бобров, Толстов и партнеры» объясняет, что принципиальным является то, где наследодатель имел место жительства: «Именно законом этой страны и будет регулироваться порядок наследования (исключение составляет недвижимость); по праву страны места жительства на момент составления завещания будет определяться его форма».

Законы княжества допускают простую письменную форму завещания (ст. 836 ГК Монако), такое завещание является действительным и без наличия чрезвычайных обстоятельств в отличие от российского права. В России такие завещания должны признаваться по закону. Однако для подтверждения действительности завещания необходимо будет доказать, что именно Бурлаков подписал документ, составленный в Монако. На практике это можно сделать только путем проведения почерковедческой экспертизы. Полагаю, что именно в этой плоскости между сторонами могут развернуться серьезные баталии. 

Максим Бобров, управляющий партнер АБ «Бобров, Толстов и партнеры»

 «Известия» писали, что Казаковы якобы представили обнаруженное завещание петербургскому нотариусу Ольге Карпуниной, открывшей наследственное дело в России после смерти Бурлакова. Но та пока не дала своей оценки документу.

По словам Боброва, ключевым в этой истории является вопрос о действительности составленного в Монако рукописного завещания: «Если его не оспорят, то сестра и ее муж, указанные наследниками, получат активы Бурлакова, а шансы супруги будут минимальными». В обратном случае на активы миллиардера сможет претендовать жена как наследница первой очереди по закону России.

О бизнесе миллиардера и семейном конфликте

Про деловые успехи умершего четыре года назад подробно написал Forbes. Это оказалось первым и единственным подробным интервью миллиардера. Как отмечал корреспондент издания, на все вопросы о бизнесе Бурлаков отвечал нехотя, постоянно переключаясь на древнегреческие мифы и анекдоты про армянское радио. А когда речь заходила о яхтах, то заметно оживлялся. Бурлаков с детства увлекался судомоделизмом и к 2016 году, благодаря своим вложениям, смог спустить на воду одну из самых больших яхт в Европе — «Черную жемчужину». Ее стоимость превышает €250 млн. Лодка нужна не для развлечений, говорил бизнесмен все в том же интервью Forbes: «Это пилотный проект, который позволяет получить новые знания»

В декабре 2018 года в Монако начался бракоразводный процесс, инициатором которого стала супруга Бурлакова. До развода бизнесмен не дожил немногим больше месяца.