18 ноября Государственная дума приняла постановление об основных направлениях кредитно-денежной политики на 2022 год и заслушала доклад председателя Центрального банка Эльвиры Набиуллиной. Она рассказала о планах по борьбе с инфляцией, последствиях пандемии COVID-19 и неприемлемости криптовалют.
Рост инфляционных ожиданий и их сдерживание
Как ожидает Центробанк, в следующем году инфляция составит 4–4,5%, а ключевая ставка будет держаться на уровне 7,3–8,3%. В последующие годы ключевая ставка должна вернуться к «нейтральному» показателю 5–6%. Глава ЦБ напомнила, что публиковать прогноз среднегодовой ключевой ставки ранее предложили депутаты Госдумы.
Набиуллина отметила, что ЦБ повышал ключевую ставку постепенно, чтобы убедиться, что она не мешает экономическому росту, а инфляционные тенденции сохраняются.
Банк России также проработал альтернативные сценарии развития ситуации в стране и мире и подготовил планы на эти случаи. В случае усиления пандемии ЦБ быстрее вернется к мягкой кредитной политике, при росте глобальной инфляции ужесточение кредитной политики будет более продолжительным, а в случае мирового финансового кризиса резкое ужесточение кредитной политики сменится ее смягчением, рассказала Набиуллина.
«Восстановление экономики почти так же коварно, как выздоровление от ковида», — отметила глава Центробанка. Для экономики таким «последствием болезни» стал радикальный рост инфляции. В 2020 году ЦБ быстро снижал ключевую ставку, чтобы компенсировать потери граждан и предприятий; проседание целых секторов привело к показателям инфляции ниже цели и позволило свободно работать с этим показателем. Набиуллина отметила, что низкая инфляция в течение нескольких предыдущих лет серьезно помогла быстрому восстановлению экономики.
Теперь важно перейти от восстановления к устойчивому росту. А для этого необходимо сдержать рост цен. Пандемийные ограничения резко снизили спрос в ряде секторов, но на фоне смягчения запретов он очень быстро восстановился. При этом его структура изменилась: вырос спрос, например, на телекоммуникационное оборудование. Предложение не может за ним угнаться.
Некоторые страны, в особенности с продолжительно низкой инфляцией, считают, что на это кратковременное изменение можно не реагировать, но в России ситуация другая. Россияне привыкли к высоким инфляционным ожиданиям. Они спешат делать покупки «пока не подорожало», даже если это требует нагружать себя кредитами, что дополнительно разгоняет инфляцию. Поэтому российский Центробанк не может не действовать прямо сейчас.
Особенно сильно растут цены на продукты питания, что связано и с не очень хорошим урожаем, и с недостатком сезонных трудовых мигрантов. От такого роста цен больше всего страдают наименее социально защищенные слои населения. Денежно-кредитная политика должна защищать в первую очередь интересы таких граждан.
Ипотека, депозиты и скрытые комиссии
Ставки по ипотеке выросли меньше, чем ключевая ставка, так как долгосрочные кредиты больше привязаны к инфляционным ожиданиям банков, а не к текущему показателю ключевой ставки. Растет и необеспеченное кредитование, причем банки зачастую заманивают клиентов низкими ставками, а полная стоимость кредита заложена в скрытых комиссиях и навязанных услугах. На фоне роста инфляции ЦБ особенно жестко будет бороться с такими злоупотреблениями.
Кредитование малого бизнеса растет максимальными темпами благодаря поддержке правительства. Низкая инфляция поможет таким компаниям, так как даст им возможность более уверенно планировать развитие бизнеса.
Бизнес ключевая ставка «вообще не интересует», полагает Андрей Макаров, председатель комитета по финансам. Ставки по депозитам для юридических лиц растут, несмотря на инфляцию, за счет депозитов физлиц, по мнению депутата. И именно интересы физлиц, а не бизнеса, сейчас надо защищать в первую очередь.
Он также выразил обеспокоенность, что экономические прогнозы правительства и ЦБ сильно расходятся, что ставит под вопрос возможность согласовать их меры. При этом Макаров подчеркнул, что ставить под вопрос независимость Центрального банка нельзя ни в коем случае. Основные предпосылки и ожидания в прогнозах правительства и ЦБ «очень близки», настаивает Эльвира Набиуллина. При этом важно помнить о разделении труда, при котором каждый отвечает за свой сектор, определенный законом.
Сделать в будущем сокращенный вариант доклада по основным мерам кредитной политики с ориентацией на индивидуальных инвесторов предложил Анатолий Аксаков, председатель думского комитета по финансовому рынку. Это позволит гражданам, все большее количество которых интересуется инвестированием, учитывать прогнозы и планы регулятора. Он также призвал ЦБ рассмотреть в своих прогнозах возможности более высокого экономического роста и его возможное влияние на денежно-кредитную политику.
Криптовалюты и эквайринг
В ответ на вопрос о криптовалютах Набиуллина подчеркнула, что ЦБ не против законных цифровых активов, но биткойн и другие подобные валюты этим критериям не соответствуют. Они анонимны, и никто за них не отвечает. Ответственное государство не может стимулировать их использование, тем более в сфере платежей.
Вместо этого Центробанк работает над проектом цифрового рубля. Легализация криптовалют как средств расчета только втянет больше людей в сомнительные схемы. Цифровой рубль также даст больше возможностей для дешевых расчетов, отметила глава ЦБ; в случае необходимости Центробанк готов ограничить и ставку по эквайрингу, но пока в этой сфере достаточно системы безналичных платежей.
«Поле чудес» и «шальные деньги» США
Большинство депутатов одобрило постановление о единой кредитно-денежной политике, но представители некоторых фракций сочли, что Банк России обходится полумерами.
Может быть, шесть лет назад сосредоточение на инфляции и свободный курс рубля имели смысл, но сейчас ситуация иная, считает Вадим Кумин от КПРФ. Стране необходима конкретная валютная политика, которая сможет остановить отток капитала и удержать национальную валюту в условиях «гибридной войны» и санкций. Нужно ввести обязательную продажу валютной выручки, требует Кумин. ЦБ грамотно управляет ставкой, но «нельзя плыть только с одним веслом». Управление курсом приводит к эпизодам глубокой девальвации, что бьет по доходам, поэтому Центробанк не может поддержать такую политику, возразила Набиуллина.
Пусть Центробанк выдает «окрашенные» микрокредиты по ключевой ставке, которые можно будет потратить только на лекарства или продукты, предложил Василий Власов от ЛДПР. В сообщениях о росте цен, по мнению депутата, «есть доля спекуляции». Недоверие к кредитно-денежной политике и стремление населения быстро тратить связано с многочисленными прецедентами по обесцениванию сбережений граждан в связи с государственной политикой, полагает Власов.
«У нас «поле чудес»: экономика не растет, растут только цены», — считает Валерий Гартунг от фракции «Справедливая Россия — За Правду». Он вновь призвал проводить более организованную политику, объединять усилия Центробанка и правительства по борьбе с монополиями. Комитет по антимонопольной политике уже сформулировал соответствующие предложения. Еще одна проблема — в корне неверная налоговая политика, например акцизы на сталь, считает Гартунг. В этой и других отраслях сырье выгоднее продавать за рубеж, чем обрабатывать внутри страны. При этом в отношении зерна Россия уже эту политику исправила, полагает депутат; те же меры можно расширить на другие сферы.
Скрытая эмиссия в Соединенных Штатах — реальная причина роста цен в мире, убежден Алексей Нечаев от «Новых людей». «Шальные деньги» разогревают цены на нефть, а за ней дорожают и потребительские товары. Нет смысла предъявлять претензии в связи с инфляцией правительству и Центробанку: «Мы ее завозим», утверждает Нечаев. Проблемы с логистикой, из-за которой часть товаров не может своевременно доехать до потребителей, тоже ведет к повышению цен.
Низкая инфляция защищает семьи с низкими доходами, указывает Константин Бахарев от «Единой России». Поэтому снижение этого показателя должно быть важнейшей задачей. Ключевой ставки для этого недостаточно, считает депутат. Нужно ограничить рост закредитованности граждан, и направленные на это законопроекты уже есть на рассмотрении Госдумы.