Ст. 7.1 «антиотмывочного» закона (ФЗ №115-ФЗ) уже обязывает адвокатов, нотариусов, тех, кто оказывает бухгалтерские и юруслуги, и аудиторов идентифицировать своих клиентов и следить за их операциями. А при наличии любых подозрений по таким платежам незамедлительно сообщать об этом в Росфинмониторинг. Делать это нужно не всегда, а только если они готовят операции с деньгами или имуществом доверителей, а именно:
- сделки с недвижимостью;
- управление деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности, купля-продажа организаций.
Для эффективной борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, субъекты ст. 7.1 ФЗ № 115-ФЗ должны разрабатывать правила внутреннего контроля. Это своего рода регламент по соблюдению требований «антиотмывочного» закона. Внутренний документ, в котором указывают порядок действия руководства и работников организаций, сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг, формы документов и многое другое. По сути, правила внутреннего контроля — это пошаговый план действий по противодействию отмыванию доходов, объясняет Елена Таран, генеральный директор ООО «СКЦ по 115-ФЗ» и основатель консалтингового центра AML Club.
Раньше для адвокатов, нотариусов и юристов не было специальных требований при разработке таких правил. Им рекомендовали использовать общие, описанные в Постановлении Правительства от 30.06.2012 № 667. Ксения Амдур, советник, куратор уголовно-правовой и общей практики , говорит, что фактически форма передачи информации была свободной. С 13 января 2022 года это изменится. Именно в этот день вступает в силу Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами».
Об изменениях
Постановление четко прописывает, какие разделы теперь должны быть в правилах внутреннего контроля. Всего их девять. В отличие от общих требований, в специальные не вошли пункты о документальном фиксировании информации, приостановлении операций и действиях при отказе совершить операцию.
Правила внутреннего контроля должны содержать |
---|
✔️ Программу организации системы внутреннего контроля. Здесь нужно обозначить, как назначать человека, который отвечает за реализацию правил внутреннего контроля, и кто будет исполнять его обязанности, когда он заболеет или уйдет в отпуск |
✔️ Программу идентификации клиента. В этом разделе нужно описать, как и где узнавать сведения о клиентах, их представителях и бенефициарах |
✔️ Программу изучения клиента. Описание того, в какой форме фиксировать информацию о клиенте |
✔️ Программу оценки и управления рисками. Как определять уровень риска клиента и когда пересматривать этот показатель |
✔️ Программу выявления операций. Описать, как именно выявлять сомнительные сделки и финансовые операции |
✔️ Программу замораживания. Этот пункт должен описывать порядок блокировки денег или имущества клиента |
✔️ Программу подготовки и обучения кадров. |
✔️ Программу проверки системы внутреннего контроля. Внутренние проверки должны проходить не реже одного раза в год |
✔️ Программу хранения информации и документов. Сведения нужно хранить в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом |
Постановление предусматривает и другие изменения, в частности связанные с оценкой рисков клиента.
Большей части субъектов ст. 7.1 закона придется пересмотреть программу по управлению рисками. Сейчас большинство из них предпочитает использовать 2-ступенчатую шкалу оценки риска клиента — высокий и низкий.
С 13 января адвокатам, нотариусам и юрфирмам придется использовать более сложный подход к оценке риска. Доверителей нужно будет определять по трехступенчатой шкале оценки: высокий, средний или низкий риск.
Абсолютное новшество — правила можно не распечатывать, а оставить в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, говорит Таран. По ее словам, это позитивное изменение, ведь документ вместе с приложениями включает по 100–150 листов и обновляется несколько раз в год. «Многие считали это неэкологичным», — подчеркивает Таран.
В постановлении сказано, что правила внутреннего контроля, которые действовали до 13 января, нужно привести в соответствие новым требованиям в течение одного месяца, то есть до 13 февраля 2022 года. Некоторые адвокатские палаты уже дали разъяснения относительно утверждения новых требований к правилам внутреннего контроля. Среди них Адвокатская палата Ивановской области и Адвокатская палата Чувашской Республики и Адвокатская палата Московской области. Они указали, что несоблюдение новых требований адвокатами — основание для возбуждения дисциплинарного производства.
Как отразится на работе
Новелла не учитывает специфику работы юристов, обязанности соблюдения адвокатской и нотариальной тайн и прямо обязывают доносить на клиентов в соответствующие органы, в том числе в Росфинмониторинг, считает Сергей Бородин, управляющий партнер АК
На адвокатов и других лиц возложены несвойственные профессии фискальные функции. Трудно себе представить реакцию клиента на вопрос адвоката о происхождении денег, которые внесены в качестве оплаты юридической помощи.
Критично к изменениям отнеслась и Камила Сулейманова, адвокат КА «Адвокат Премиум». Она считает, что новое постановление правительства — это «очередная настойчивая попытка сделать из адвокатов и других лиц, тесно взаимодействующих с бизнесом, «внештатных сотрудников» Росфинмониторинга и переложить на них часть его прямых обязанностей». По мнению Сулеймановой, нововведения негативно отразятся на отношениях между адвокатами и потенциальными доверителями, поскольку «гарантия соблюдения адвокатской тайны в таких условиях находится под угрозой».
Другого мнения Амдур. Она считает, что новое постановление правительства вряд ли принципиально повлияет на работу адвокатов, нотариусов и юридических компаний, потому что обязанность уведомлять Росфинмониторинг об операциях и сделках, вызывающих сомнения в их «чистоплотности» с точки зрения легализации доходов или финансирования терроризма, существовали и раньше. О том, что в нововведении нет «чего-либо революционного», говорит и старший юрист юридической компании Роман Чернышов.
Установление требований к правилам внутреннего контроля для адвокатуры, нотариата и аудиторской деятельности можно только приветствовать. Такие правила будут способствовать упрочению принципа законности в их деятельности, прозрачности бизнеса.
За рубежом во всех уважаемых юрисдикциях юристы прежде, чем начать оказание юридических услуг, проводят процедуру KYC — Know Your Client (с англ. узнай своего клиента), продолжил Сергей Водолагин, управляющий партнер ЮФ . В этой процедуре выявляют риски, связанные с потенциальным клиентом.
При этом Амдур признает, что новелла увеличит внутренний документооборот адвокатов, нотариусов и юридических компаний. Таран добавила, что те, кто уже внедрил прежнюю систему, не почувствуют дискомфорта: «Утвердят новую редакцию правил, подкорректируют систему управления рисками и продолжат работать. В некотором смысле после вступления в силу постановления станет даже проще, потому что будет четкий план».