Пять сотрудников «Ведомостей» написали заявление в прокуратуру на своего работодателя, сообщает РБК со ссылкой на одного из них — шеф-редактора сайта издания Алексея Малахова. Жалоба касается якобы фиктивного сокращения, под предлогом которого сотрудников переводят в другой отдел на худшие условия. Право.ru выяснило у экспертов по трудовому праву, насколько типичны такие ситуации и каковы шансы оспорить такое сокращение.
Заявление в Останкинскую межрайонную прокуратуру и Государственную инспекцию труда в Москве подписали Малахов, корреспонденты Владислав Пузырев, Татьяна Морозова, Наталья Иванкина и редактор сайта Егор Ефимчик. По их словам, о том, что онлайн-редакцию упраздняют с 20 апреля, они узнали при оглашении соответствующего уведомления, заранее с сотрудниками возможные изменения никто не обсуждал.
Заявители полагают, что сокращение фиктивное, так как не приведет к уменьшению количества работников, как это подразумевает п. 2 ст. 81 Трудового кодекса. Как альтернативу увольнению им предложили перейти в редакцию «Ведомостей» на почти такие же должности с сохранением оклада. Только Малахова хотят перевести на должность с более низким окладом. Сам он считает, что реорганизация снизит эффективность работы отдела.
Сейчас Малахов также пытается в Мосгорсуде оспорить «надуманные», по его мнению, взыскания. Именно после обострения его конфликта с начальством и был подписан приказ о ликвидации онлайн-редакции, утверждает Малахов. Всего за день до его подписания шеф-редактор направил руководству письмо, в котором описывал снижение показателей цитируемости и аудитории под руководством и. о. главреда Ирины Кузьминой.
По данным РБК, в 2021 году в октябре 2021 года месячная интернет-аудитория «Ведомостей» составила 2,8 млн человек, аудитория одного печатного номера — 101 300 человек, а индекс цитирования — 6800 баллов. За год до того аналогичные показатели составляли 5,7 млн человек, 163 000 человек и 10 500 баллов соответственно.
Полномочия работодателя и права сотрудника
Перспективы у жалобы есть, если работники могут доказать, что фактически им предлагают аналогичное место работы с аналогичными должностными обязанностями, но с меньшим окладом, полагает Наталья Водолагина, партнер юридической фирмы Также есть шанс оспорить сокращение, если работодатель нарушил его процедуру. Но сам по себе факт сообщения о сокращении непосредственно при выдаче уведомлений к таким сокращениям не относится, уточняет Водолагина.
Согласно действующему трудовому законодательству, работникам при ликвидации подразделения должны были предложить все имеющиеся в компании вакантные должности, напоминает Михаил Герман, партнер, руководитель практики трудового права Причем речь идет и о вакансиях, которые могут появиться в течение двухмесячного срока до окончательного расформирования подразделения (в данном случае 20 апреля). Соответственно, сообщить о планах по сокращению руководство должно было не позднее 20 февраля.
Если работодатель выполнил эти основополагающие требования, оспорить процедуру сокращения будет практически невозможно, полагает Герман. В частности, то, что мнение сотрудников при сокращении интернет-отдела не учли, не имеет в данном случае значения. Конституционный суд неоднократно указывал, что определение штатной численности и дальнейшего направления развития компании — это прерогатива исключительно работодателя.
Судебная практика действительно неоднократно подтверждала это право работодателя, соглашается Динара Сафина, руководитель практики корпоративного права и венчурного инвестирования ЮК При этом в качестве обоснования указывались передача функций вакансии на аутсорсинг, последствия финансового кризиса и другие причины. При этой процедуре важно соблюсти предписанные законодательством требования.
Само по себе создание новых должностей, в частности в силу изменения экономической обстановки, остается правом работодателя и может проходить одновременно с сокращениями. Судебная практика показывает, что само по себе это не подтверждает фиктивного характера сокращения, напоминает Сафина. Если работник отказывается перейти на новую позицию, начинается этап собственно увольнения сотрудника.
В целом при трудовых спорах работник считается незащищенной стороной, поэтому любое нарушение со стороны работодателя улучшает для него перспективы по делу, отмечает Водолагина.