Новые тенденции
По статистике Верховного суда, семейных разбирательств в прошлом году стало больше сразу на 19%. Суды рассмотрели 462 000 дел о расторжении брака против 408 000 в 2020-м. Число алиментных споров увеличилось на 28%. Рост количества разводов в ближайшее время лишь продолжится, прогнозирует юрист Светлана Иванова.
По ее мнению, одной из еще более проблемных тем станет вопрос судьбы детей после развода родителей, особенно если один из взрослых уехал жить за границу и пытается определить порядок встреч со своим ребенком. С этим возникали трудности и в рамках одной страны, а географический аспект точно добавит остроты, предупреждает Иванова. «Мы уже столкнулись с этой проблемой», — подтверждает прогнозы коллеги старший партнер адвокатского бюро Илья Титов. В середине февраля 2022 года их бюро сопровождало подписание мирового соглашения, по которому родители согласовали порядок выезда ребенка за рубеж и порядок посещения отцом-иностранцем России для общения с сыном. К сожалению, текущие условия не позволяют исполнять соглашение в большей части, говорит юрист.
Иванова опасается и других возможных тенденций: наличие второго гражданства недружественной страны у одного из супругов может стать аргументом, чтобы отказать ему при определении места проживания детей. Беспокойства коллеги разделяет и Титов, приводя в пример спор, в котором правообладатель «Свинки Пеппы» не смог взыскать компенсацию за незаконное использование ее образа, так как фирма зарегистрирована в Великобритании (дело № А28-11930/2021).
Судья Андрей Славинский при рассмотрении иска указал, что «в конце февраля — начале марта 2022-го странами Запада, включая Великобританию, приняты ограничительные (политические и экономические) меры» против России. Как общеизвестное обстоятельство это, по мнению судьи, имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
На фоне изменений валютного законодательства некоторые граждане могут столкнуться с трудностями при оплате алиментов, говорит юрист адвокатского бюро Алексей Чернышенко. Дело в том, что по новым правилам в ближайшие полгода банки будут выдавать только до $10 000 с валютных счетов. Превышающую сумму можно либо оставить на счете и попытаться снять позднее, либо получить в рублях по рыночному курсу. С валютных вкладов деньги теперь выдают только в рублях. А с валютных счетов — только в долларах. Даже евро снять не получится. Деньги со счета с европейской валютой отдадут американскими деньгами: их пересчитают по рыночному курсу.
А если зарплата приходит плательщику алиментов в валюте на зарубежный счет, то суд вряд ли теперь будет направлять запрос в иностранные банки и налоговые инспекции по формальной процедуре, полагает Иванова. Иначе подобные процессы будут затягиваться.
Примеры из судебной практики
При этом причины, из-за которых семейные конфликты будут доходить до судебных споров, останутся все теми же. Главная из них, по словам Ивановой, невозможность услышать друг друга. И заключение брачного договора еще не гарантия для защиты от таких разбирательств. Об этом говорит партнер адвокатской конторы Кира Корума. Кого-то в ходе развода могут не устроить ранее согласованные условия.
Основная сложность этих споров в негативной эмоциональной составляющей, когда судебные баталии не остаются в зале судебного заседания, а выплескиваются вовне, отражаясь на детях, взаимоотношениях между людьми, которые еще недавно жили единой семьей. Желание отомстить, наказать, отстоять свою позицию любыми средствами часто выливается в широкомасштабный конфликт, участниками которого становятся и юристы.
Одна из проблем, которую приходится решать в судебном порядке, — попытка установить точный доход плательщика алиментов. Те порой предпочитают скрывать свой реальный заработок, не желая платить своим детям, замечает Корума. Она считает, что в таком случае было бы целесообразнее взыскать твердую сумму алиментов исходя из уровня жизни детей, который был у них до того, как родители перестали жить вместе. Так и поступил ВС в деле № 73-КГ21-10-К8. В своем решении судьи подчеркнули, что алименты можно назначить в твердой сумме, если в долевом отношении к заработку их не хватает, чтобы обеспечить ребенку нормальный уровень жизни.
По словам Корумы, бывает и обратная ситуация, когда плательщик алиментов имеет очень большой доход. Тогда размер алиментов, который в таком случае приходится платить по закону, никак не соотносится с потребностями ребенка. Получается, что нет механизма, чтобы часть денег, действительно необходимая ребенку, выдавалась на его содержание, а другая часть аккумулировалась или инвестировалась в его будущее, замечает она.
Нужно менять законодательство, устанавливая определенные требования и критерии, возможно, закрепляя твердую сумму алиментов, возможно, определяя порядок контроля за расходованием алиментов и предоставляя возможность комбинированного подхода к уплате алиментов.
Другая нередкая причина разбирательств в суде — когда стороны прекратили совместную жизнь, но официально не расторгли свои отношения. Если в этот период они приобретают имущество, то с его разделом в дальнейшем возникают трудности, поясняет Корума. ВС в деле № 72-КГ21-1-К8 пояснил, что доказывать факт приобретения квартиры на общие деньги в такой момент должен тот супруг, который претендует на часть от этого актива.
Аккуратнее нужно быть при разводе и с разделом бизнеса. Не всегда можно просто взять и переписать часть компании на супругу. ВС пояснил: если в уставных документах указано, что для перехода третьим лицам доли нужно одобрение соучредителей фирмы, значит, бывшая жена должна соблюсти эту корпоративную процедуру (дело № А40-324092/2019).
Вообще, надо максимально педантично подходить к оформлению документов, которые касаются расходования или получения денег на семейные нужды. В деле № 5-КГ21-91-К2 бывший муж не смог доказать, что кредит, который он брал для ремонта жилья, нужно считать совместным.
Чтобы снизить число таких споров, надо обращаться к альтернативным способам их разрешения. В этом уверена Иванова. Она считает, что в процессе той же медиации стороны могут договориться о разделе имущества таким способом, который устраивал бы всех. С ней соглашается и Корума. Юрист уверена, что надо даже обязывать супругов или наследников проходить через медиацию.