Индекс конфликтности деловой среды поставил в I квартале 2022 года абсолютный рекорд за весь период наблюдений с 2017 года. Этот показатель замеряют инвестиционная компания А1 и Московская школа управления «Сколково». Как сообщает РБК со ссылкой на их исследование, конфликтность растет медленнее, но ее показатель никогда не был выше, чем в начале этого года.
Индекс конфликтности зависит от количества судебных исков по корпоративным вопросам, общего количества компаний, которые представляют интерес для таких споров, и частоты их упоминания в СМИ.
Исследователи определили этот показатель в 2,23 пункта. Предыдущий рекорд отмечен во II квартале 2021-го, когда он составил 2,2. При этом во второй половине прошлого года конфликтность пошла на снижение и определялась как 2,15.
Как полагают авторы исследования, конфликтность выросла в ответ на постепенное завершение вызванных пандемией COVID-19 процессов. До потрясений в конце февраля российская экономика успела вернуться к норме и полностью стабилизироваться.
Количество компаний, которые отвечают критериям индекса, с начала измерений снизилось вдвое (сейчас этот показатель составляет около 233 000) и продолжает уменьшаться. В то же время количество арбитражных исков, которые учитывают составители индекса, последнее время растет: в I квартале 2022-го их подали 5219.
Наибольший рост индекс показал в Ямало-Ненецком округе (+890%), Адыгее (+203,9%) и Татарстане (+181,9%). Самые низкие показатели конфликтности в Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Помимо указанных самими авторами исследования причин для роста индекса конфликтности, партнер, руководитель антикризисного направления Павел Русецкий отмечает еще два значимых фактора.
Во-первых, из-за обострившейся международной ситуации доступных ресурсов в принципе меньше. Соответственно, конкуренция за них становится более серьезной, указывает эксперт.
Второй фактор пока остается незамеченным, но ежедневно приобретает все большую значимость по мере ужесточения санкций и контрсанкций, которые осложнили либо сделали невозможным международное движение капитала. В российской экономике неожиданно появилось огромное количество свободных, запертых в ней рублей, указывает Русецкий.
До сих пор эта денежная масса конвертировалась в валюту и уходила за рубеж в форме инвестиций. Но из-за зарубежных санкций и ограничений на вывод средств из России, введенных российскими властями, использовать средства таким образом стало если не невозможно, то крайне затруднительно.
Отечественному капиталу не оставили другого выхода, кроме как инвестировать в России, в том числе в форме недружественных поглощений, так как новых перспективных проектов для бесконфликтного инвестирования не так много.
Тенденция к росту конфликтов будет сохраняться, полагает Русецкий. Поэтому следует ожидать увеличения инвестиций в защиту активов.