Участники IT-отрасли и юристы работают над законопроектом, который определит регулирование игровой индустрии в России. Об этом сообщили участники профильной дискуссии на ПМЭФ-2022. Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики АЮР Александр Журавлев заявил, что в первую очередь планируется расширить существующие налоговые льготы, которые уже действуют, но не распространяются конкретно на игровых разработчиков. Например, сейчас для получения таких льгот нужно включить игры в реестр отечественного ПО, а также иметь не менее семи сотрудников, тогда как игровые студии порой состоят из меньшего количества работников в целом.
Конкретные сроки готовности законопроекта эксперты не назвали. Это связано с тем, что не все участники рынка уверены в актуальности вопроса регулирования игровой индустрии. «Ранее такой законопроект мог бы быть крайне полезен для отрасли. Издание игр из России стало невыгодно после введения так называемого налога на Google, то есть 20% НДС при закупке рекламы», — объяснил основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов изданию «Ведомости».
Пока инициативу только разрабатывают, и сейчас в российском законодательстве нет терминов «видеоигра» или «компьютерная игра». Поэтому чаще всего суды квалифицируют игры по ст. 1261 ГК как программы для ЭВМ, рассказывает юрист коллегии адвокатов Маргарита Шульгина. Именно так и сделал АС МО в своем постановлении по делу № А40-10764/09-67-126, где речь шла про игру Disciples 2: Rise of the Elves.
Но такой подход устарел, отмечает Шульгина. Ведь программа для ЭВМ — только часть видеоигры. Еще она состоит из сюжета, персонажей, игровых объектов, музыки, интеллектуальные права на которые тоже охраняет закон.
Видеоигра предполагает интерактивность: игрок взаимодействует с игровым миром по своему усмотрению. Это не укладывается в классическое определение программы для ЭВМ.
Квалифицировать видеоигру можно и как сложный мультимедийный продукт по ст. 1240 ГК. Такой подход эксперт считает предпочтительным. Потому что он сходен с тем, который действует в США и ЕС. Согласно Директиве 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза, видеоигра — сложный объект, который охраняется авторским правом как единое целое.
Кому принадлежат авторские права на игру
Видеоигра состоит из нескольких составных частей (музыка, сценарий, персонажи, название, логотип), поэтому у нее не может быть одного автора, говорит Шульгина. В отношении такого проекта корректнее говорить о правообладателе.
Согласно ст. 1240 ГК, исключительными правами на нее может обладать организатор создания (продюсер). Для этого он заключает лицензионный договор или соглашение отчуждения прав с музыкантами, дизайнерами и программистами, которые участвовали в разработке продукта. При этом все личные неимущественные права сохраняются за авторами, их надо соблюдать.
Сложнее дело обстоит с играми, которые созданы по мотивам популярных фильмов, сериалов или книг. Игру The Walking Dead: The Game делали по мотивам сериала «Ходячие мертвецы», а серия шутеров S.T.A.L.K.E.R. частично повторяет сюжет повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1259 ГК, такие игры считаются самостоятельными объектами авторского права. А их автор — тот, кто переработал фильм, сериал или книгу и спроектировал на этой основе игру. Но на такую переработку надо получить разрешение у правообладателя изначального произведения. Для этого можно заключить лицензионный договор (ст. 1235 ГК). Так, на 2022 год назначен релиз игры «Хогвартс. Наследие» по мотивам книг и фильмов о волшебнике Гарри Поттере. В качестве разработчика игры указана компания Avalanche Software, но ее правообладатель — Warners Bros.
Еще бывают случаи, когда разработчики игр используют для персонажей образы медийных личностей: Рами Малек в Until Dawn, Шон Бин в Hitman 2 и Киану Ривз в Cyberpunk 2077. Руководитель практики интеллектуальной собственности и информационных технологий Екатерина Тиллинг предупреждает, что в таких случаях надо быть очень аккуратным. Ведь право на изображение — личное неимущественное право каждого человека. Поэтому разработчики должны спрашивать согласие на использование его образа в игре.
Как защитить свои права
Разработчики игр часто сталкиваются с нарушением интеллектуальных прав. Среди самых распространенных Шульгина выделяет пиратство (изготовление контрафактных копий игр) и создание игр-клонов, которые потом размещают на разных сайтах.
В таких случаях правообладателю доступны классические способы защиты исключительных прав (ст. 1252 ГК). Можно подать иск с требованием прекратить незаконную деятельность, изъять и уничтожить контрафактные товары, а также выплатить убытки или компенсацию. Тиллинг говорит, что чаще всего при нарушении интеллектуальных прав в суде взыскивают компенсацию. В ст. 1301 и 1311 ГК перечислены способы ее расчета:
- от 10 000 до 5 млн руб. (определяется на усмотрение суда исходя из характера нарушения);
- в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров игры;
- в двукратном размере стоимости права использования игры.
Если речь идет о незаконном размещении игры на цифровой платформе (Steam, Origin, App Store или Google Play), то для удаления игры-клона через нее подается жалоба DMCA (Digital Millennium Copyright Act), рассказывает Шульгина. Администратор ресурса рассматривает ее и выносит решение. Иногда это не приносит результата, тогда приходится обращаться в суд.
ООО «Танки Онлайн» обратилось в Мосгорсуд с исковым заявлением к компаниям ОВХ САС (OVN SAS) и IT-SOFTKOM Privat Enterprise о защите исключительных прав (дело № 3-0304/2020). Истцу принадлежит исключительное право на компьютерную игру «Танки Онлайн», а ответчики незаконно и без разрешения опубликовали ее на своих веб-сайтах.
Чтобы защитить права, истец использовал ст. 144.1 ГПК и заранее наложил на ответчиков обеспечительные меры. Как поясняет Тиллинг, это позволяет исключить риск того, что ответчики удалят информацию с сайтов, и облегчает процесс доказывания нарушения.
Судья Татьяна Михалева встала на сторону истца. Ведь ответчики не представили доказательства, что у них есть право на публикацию игры. Суд запретил им размещать, распространять и использовать компьютерную игры «Танки Онлайн».
Это решение обжаловали в Первом апелляционном суде общей юрисдикции (дело № 66-2206/2021), но он поддержал выводы первой инстанции.
Сложнее защитить интеллектуальные права, когда злоумышленники копируют не всю игру, а только ее части, рассказывает Шульгина. В таком случае можно предъявить иск о незаконной переработке игры (п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК). Заявителю придется доказать, что переработанная игра — не похожее самостоятельное произведение, а плагиат. Но сделать это сложно, отмечает эксперт. Часто по таким делам назначается экспертиза.
Еще один способ защититься — зарегистрировать права на видеоигру. Делать это необязательно, ведь исключительные права возникают по факту ее создания (ст. 1255 ГК). Но со свидетельством Роспатента будет проще доказать наличие интеллектуальных прав в суде, рассказывает Тиллинг.
Игру получится зарегистрировать только как программу для ЭВМ. Тиллинг поясняет, что для регистрации надо подать в Роспатент пакет документов: выдержки из исходного кода и описание программы.
Еще в Роспатенте придется зарегистрировать договоры об отчуждении прав на раннее зарегистрированное программное обеспечение. А это дополнительные расходы, из-за которых многие правообладатели не регистрируют свои игры. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав может наступить не только по ГК, но и в соответствии с КоАП. Так бывает, когда нарушение выявили сотрудники правоохранительных органов в ходе своей проверки.
УМВД по Мурманской области обратилось в АС Мурманской области, чтобы привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.10 КоАП («Незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг») ИП Анну Григорьеву* (дело № А42-3451/2018). Во время проверки выяснилось, что она продавала диск с видеоигрой с товарным знаком FIFA без разрешения правообладателя.
Отсутствие у Григорьевой прав на продажу диска даже подтвердил представитель правообладателя — Международная федерация футбольных ассоциаций. Поэтому силовики сделали вывод, что она продает контрафакт.
Судья Наталья Алексина удовлетворила иск полицейских и назначила Григорьевой 10 000 руб. штрафа. Еще у нее конфисковали контрафактный товар.
Зарубежный опыт
Судебная практика по защите прав на видеоигры в России немногочисленна, рассказывает Тиллинг. Зато такие процессы распространены на Западе.
В 2019 году композитор Роберт Принц подал иск к компаниям по разработке игр Valve и Gearbox из-за того, что они использовали его музыку в переиздании игры Duke Nukem 3D. Заявитель утверждал, что дал согласие на использование своих произведений только для оригинальной игры. Дело закончилось мировым соглашением.
В том же году компания Blizzard Entertainment подала в суд на студию Sina Games, которая разработала игру Glorious Saga. По мнению истца, Sina Games почти полностью скопировала его Warcraft, включая локации, персонажей и предметы игры. Суд прекратил рассмотрение дела из-за того, что серверы Glorious Saga полностью отключили.
* Имя и фамилия изменены редакцией.