За последние пять лет китайские суды рассмотрели 158 дел, в которых эмодзи выступали в качестве доказательств, сообщает Sixth Tone. Так, суд в городе Шэньчжэнь решил, что эмодзи-солнце можно считать согласием на продление договора аренды. По данным издания, в Китае число дел с доказательствами-эмодзи неуклонно растет: в 2018 году их было всего восемь, а в 2021-м суды рассмотрели 61 подобный спор.
Эмодзи в суде не только китайский феномен. Смайлики в качестве доказательств принимают французские, новозеландские и американские суды. Во Франции мужчину, который отправил своей девушке эмодзи с пистолетом, приговорили к трем месяцам заключения, пишет The Telegraph. В Новой Зеландии восьмимесячный срок заключения за преследования получил мужчина, который отправил своей бывшей возлюбленной угрожающее сообщение с эмодзи самолета. После расставания девушка переехала, поэтому суд воспринял эмодзи как предупреждение о том, что мужчина последует за ней, сообщает издание NZME. А The Washington Post передает, что в США двенадцатилетнюю школьницу обвинили в угрозах убийством после того, как в своих соцсетях она опубликовала пост с текстом «Встретимся в библиотеке во вторник» и эмодзи пистолета, ножа и бомбы.
Появились эмодзи и в российских судах. Но в нашей стране их трактуют не как самостоятельные доказательства, а как часть переписки, рассказывает советник Анастасия Сивицкая.
Предмет исследования судов — переписка как письменное или вещественное доказательство, а эмодзи становятся составной частью переписки и анализируются в контексте.
Эксперт считает, что это связано с тем, что в отрыве от контекста толковать эмодзи сложно. Часто не получается установить, какой конкретно смысл был вложен в смайлик. Но это не единственная трудность использования эмодзи в суде.
Эмодзи в суде: плюсы и минусы
Есть несколько факторов, которые усложняют использование эмодзи в судах.
- Трудности толкования. Савицкая отмечает, что не существует универсального способа толковать эмодзи. В каждом конкретном случае суды должны учитывать контекст переписки, социальный круг, к которому принадлежат ее участники, личное отношение лиц к написанному и друг к другу. Нет и квалифицированных специалистов, которые обладают знаниями по толкованию смысла эмодзи. Иногда для определения смысла переписки суды прибегают к лингвистической экспертизе, поэтому теоретически смысл эмодзи может быть определен в ходе комплексной экспертизы переписки с привлечением специалистов в области лингвистики и социальной психологии. Но на практике суды чаще самостоятельно трактуют эмодзи по собственному усмотрению.
- Неподготовленность судей. «Далеко не все суды готовы к трактовке эмодзи. Особенно это касается судей в возрасте, которые плохо знакомы с интернет-культурой», — цитируют слова партнера юрфирмы Vinson & Elkins Джейсона Левина журналисты CNN. При этом в судах не существует инструкций о том, как подходить к трактовке смайликов. А в делах, которые рассматривает американский суд присяжных, судьи даже не всегда показывают присяжным эмодзи. Иногда они просто словесно описывают изображение.
- Эмодзи по-разному отображаются на разных устройствах. Иконки могут отличаться на устройствах с разным программным обеспечением (например, на iOS и Android). В частности, пистолет-эмодзи может выглядеть как настоящий или игрушечный на разных устройствах или в разных мессенджерах. Поэтому и их восприятие будет различаться.
- Культурные различия. Одни и те же эмодзи могут иметь разное значение в разных культурах. Так, улыбающийся смайлик в Китае в некоторых случаях может означать не «счастье» или «радость», а «презрение», сообщает Quartz. Но проблемы могут возникнуть и внутри одной культуры. Старший юрист Ксения Томилина отмечает, что интернет-культура находится в постоянном развитии, поэтому первоначально вложенный в тот или иной символ смысл может меняться.
- Бессмысленность использования. «Суды не должны опираться на эмодзи как на основные доказательства. Ведь часто в переписке их используют не по смыслу, а просто из вежливости или чтобы не оставить входящее сообщение без ответа», — считает юрист и член Китайского юридического общества Гэ Шучунь.
Но есть и положительные стороны использования эмодзи в суде. Например, смайлики могут упростить сложные юридические документы. Как передает Metro, судья из Великобритании Питер Джексон добавил в свое решение по семейному делу эмодзи. Он сделал это, чтобы документ был понятен двум детям десяти и двенадцати лет, которых касался документ. «Эмодзи в судебных решениях, которые касаются детей, сейчас кажутся странными. Но они могут стать нормой для следующих поколений», — отметила эксперт по семейному праву Наташа Филлипс.
Сивицкая считает, что недопустимо класть в основу судебного акта исключительно эмодзи. Но если смайлик содержится в переписке, которая выступает доказательством по делу, то его нельзя игнорировать. «Иногда эмодзи может менять смысл переписки. Так, словесное согласие, дополненное эмодзи, выражающим смех, нельзя воспринимать как подтверждение написанного. Поэтому исследование переписки без учета эмодзи будет неполным», — говорит эксперт.
Томилина добавляет, что часто между сторонами возникают разногласия из-за смысла письменного текста юридического документа. А использование символов с неустоявшимся значением может повлечь еще большую неопределенность в отношениях сторон. Поэтому эксперт рекомендует при взаимодействии с контрагентами использовать стандартные текстовые сообщения, а эмодзи оставить для неформального общения.
Судебная практика
Сейчас практику оценки судами эмодзи нельзя назвать обширной, говорит Сивицкая. Но количество дел, в которых анализируются эмодзи, неуклонно растет. Такая практика формируется в основном по уголовным делам.
Директора юридического агентства Нину Егорову* и замначальника региональной налоговой службы Ольгу Савосину* привлекли к уголовной ответственности за мошенничество (ст. 159 УК). По версии следствия, подсудимые вступили в сговор, чтобы выманить у бизнесмена Олега Карпачева* 1 млн руб. Налоговая проверяла компанию Карпачева и нашла много нарушений. Егорова и Савосина пообещали коммерсанту, что за взятку, в передаче которой они будут посредниками, ведомство не будет привлекать его к ответственности. Но на самом деле деньги в налоговую подсудимые передавать не собирались, а хотели поделить между собой.
Карпачев узнал о сговоре и обратился в ФСБ. Сотрудники ведомства задержали обвиняемых с поличным. Дело передали в Ленинский райсуд Перми (дело № 1–144/2019). В качестве доказательства суд приобщил к делу переписку Егоровой и Карпачева. В одном из сообщений она направила ему эмодзи с изображением денежного мешка. Суд посчитал, что это сигнал к тому, чтобы Карпачев подготовил деньги.
В итоге Егорову и Савосину признали виновными. Им назначили наказания в виде лишения свободы (два и два с половиной года соответственно) и штраф 70 000 руб. каждой. Осужденные обжаловали приговор, но с выводами первой инстанции согласился Пермский краевой суд.
Леонид Насонов* познакомился во «ВКонтакте» с Ольгой Грибоедовой*, которая жила в другом городе и работала завучем в школе. Насонов приехал к новой знакомой в гости, и у них сложились близкие отношения. Насонов познакомился с коллегами Грибоедовой и решил брать у них деньги в долг от имени возлюбленной. Для этого он изучил стиль общения Грибоедовой и начал писать с ее телефона сообщения с просьбой дать взаймы.
Чтобы Грибоедова не обнаружила обман, мошенник удалял переписку с коллегами. А все полученные деньги он проиграл на ставках. Потом Насонов уехал в свой город. Когда обман обнаружился, он во всем сознался.
Дело Насонова рассматривал Яшкульский райсуд Республики Калмыкия (дело № 1-58/2019). Суд отметил, что при общении с коллегами Грибоедовой Насонов копировал ее стиль общения и использовал много эмодзи и смайликов, чтобы не вызвать подозрений. В итоге афериста приговорили к лишению свободы по ст. 159 УК за мошенничество.
В редких случаях эмодзи могут стать доказательствами и в гражданских спорах. Так случилось в деле Ивана Горбатова*, который купил своему несовершеннолетнему сыну мобильный телефон Apple. Потом он обнаружил, что в операционной системе девайса есть эмодзи с однополыми парами. Горбатов посчитал, что это нарушение прав потребителя, ему продали телефон ненадлежащего качества, а эмодзи пропагандируют нетрадиционные отношения.
Покупатель обратился в Савеловский райсуд Москвы с иском к Apple (дело № 33-41370/2015). В качестве письменных доказательств по делу он предоставил заверенные нотариусом иконки. Истец просил суд запретить компании продавать девайсы с такими смайликами и выплатить ему компенсацию морального вреда.
Три инстанции отказали в удовлетворении иска. Суды отметили, что наличие символов нельзя расценивать как пропаганду нетрадиционных отношений. А истец, как родитель, должен быть заранее ознакомиться с девайсом, который покупает для ребенка. Еще он может контролировать, как его сын пользуется телефоном.
В этом деле примечателен вывод апелляционной инстанции. Она указала, что эмодзи представляют собой графический язык, в основе которого лежат небольшие изображения-символы.
* Имя и фамилия изменены редакцией.