По закону работник и работодатель заключают договор, который описывает трудовые функции, условия оплаты и режим рабочего времени (ст. 56, ст. 57 и ст. 68 ТК). Документ в письменном виде оформляет работодатель в течение трех дней после того, как человек приступил к своим обязанностям (ст. 67 ТК).
Если соглашение не заключить, то в случае споров придется доказывать наличие трудовых отношений, а сделать это не всегда просто. С такой ситуацией столкнулся Леонид Изумрудов*, с которого работодатель пытался взыскать зарплату как неосновательное обогащение.
Не хватило доказательств
С апреля по май 2019 года Изумрудов* официально трудился в компании «Креативити». Но согласно реестрам выплаты заработной платы деньги ему перечисляли с февраля 2018-го по декабрь 2019-го. По мнению фирмы, часть денег (2,9 млн руб.) ему перевел по ошибке бывший директор организации Антон Сухомлин*. Чтобы вернуть средства как неосновательное обогащение, «Креативити» обратилась в Центральный райсуд Сочи (дело № 2-315/2021). Изумрудов утверждал, что работал в компании три года, получая 33 000 руб. в месяц. Именно эту сумму ему и перечисляли ежемесячно. Ответчик просил суд истребовать соответствующие документы из ФСС и ПФР, но в удовлетворении ходатайства отказали.
«Креативити» принесла в суд документы о выплате Изумрудову зарплаты и командировочных, но судья Руслан Тайгибов не обратил на них внимания. Он посчитал, что трудовой договор между фирмой и Изумрудовым с апреля по май 2019 года — единственное доказательство по делу. Суд отметил: ответчик не смог доказать, что между ним и истцом заключена сделка или оформлен трудовой договор на спорный период. Получается, Изумрудов получил деньги безосновательно и должен их вернуть, поэтому иск удовлетворили. С решением согласились Краснодарский краевой суд и Четвертый кассационный суд общей юрисдикции. Бывший работник написал жалобу в Верховный суд (дело № 18-КГ22-79-К4).
ВС защитил права работника
Тройка судей под председательством Сергея Асташова подчеркнула: суды должны учитывать не только формальные документы (трудовой договор или штатное расписание), но и фактические признаки наличия трудовых отношений (ст. 15 и ст. 56 ТК).
Нижестоящие суды назвали трудовой договор между компанией и Изумрудовым, действовавший с апреля по май 2019-го, единственным доказательством по делу, но это не так. ВС обратил внимание на документы о выплате Изумрудову зарплаты и командировочных. А само по себе отсутствие трудового договора в спорный период не исключает наличия трудовых отношений, ведь обязанность по их оформлению лежит на работодателе.
«Трудовой договор, не изготовленный в письменной форме, считается заключенным, если сотрудник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя», — указал ВС, сославшись на ст. 22 ТК и п. 20 Постановления Пленума ВС от 29.05.2018 № 15. В итоге ВС отменил акты апелляции и кассации и направил дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд (дело № 33-36656/2022). Судебное заседание пройдет 12 января.
Советы юристов
Чтобы доказать наличие трудовых отношений, работнику нужно собрать больше письменных доказательств. Среди них могут быть пропуск на территорию, где расположена фирма, журнал регистрации прихода-ухода, график отпусков и акты выполненных работ.
В суде надо будет доказать, что отношения сторон соответствовали ст. 15 ТК («Трудовые отношения»), говорит руководитель департамента контроля качества Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС Нурида Ибрагимова. То есть человек выполнял задачи в интересах и под контролем работодателя, подчинялся правилам внутреннего распорядка. При этом работодатель знал о выполнении работы, обеспечил подходящие условия (например, предоставил нужные инструменты) и заплатил за работу.
Подтвердит наличие трудовых отношений включенность человека в рабочий коллектив и выполнение наравне со всеми регулярных активностей, поясняет руководитель группы практики трудового и миграционного права Виталия Кузнецова. Речь может идти о субботниках или корпоративных играх. Помогут и сведения о наличии в компании такой же или близкой по функциям штатной должности, добавляет эксперт.
Старший юрист практики трудового и миграционного права Владимир Степанов рассказывает, что трудовые отношения удастся доказать, если кто-то из коллег согласится дать свидетельские показания.
Существенным доказательством в пользу трудовых отношений будут даты выплаты зарплаты. Если есть фиксированное ежемесячное вознаграждение, которое выплачивается дважды в месяц и в те же даты, что и нанятым по трудовому договору, то налицо трудовые отношения.
Но лучше до суда не доводить, уверены эксперты. Сторонам еще на берегу нужно договориться о характере взаимоотношений, говорит Кузнецова. Например, можно оформить не трудовой, а гражданско-правовой договор (ГПД), если работник собирается выполнять конкретные задачи по заявкам. При этом в договоре стоит уточнить, что он не будет трудовым, чтобы в дальнейшем не было недопониманий, добавляет юрист.
С точки зрения работника, предпочтительнее заключать трудовой договор, отмечает Степанов. Такой документ дает льготы и социальные гарантии, включая право на отпуск и больничный. К тому же, если заключен гражданско-правовой договор, а фактически отношения трудовые, есть риск, что в случае конфликта работник обратится в суд с требованием о признании отношений трудовыми. Это невыгодно для работодателя: как минимум придется понести судебные расходы и потратить время на разбирательство. А как максимум — перечислить работнику невыплаченную зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск, закупить оборудование или материалы для работы (или возместить их стоимость, если сотрудник купил их сам), предоставить все причитающиеся льготы.
Степанов добавляет, что часто суды встают на сторону работника как слабой стороны (дела № 46-КГПР22-34-К6, № 5-КГ20-158-К2). Поэтому любые неустранимые сомнения при рассмотрении спора будут толковаться в пользу наличия трудовых отношений (ст. 19.1 ТК).
* Имя и фамилия изменены редакцией.