В России насчитывается 6 млн потерянных акционеров — людей и предприятий, которые владеют ценными бумагами компаний, но не участвуют в их работе. Они не выходят на связь, не получают отправленную им корреспонденцию и дивиденды. Такие акционеры создают проблемы для бизнеса: не удается принять решение, по которому должны голосовать потерянные участники, а на счетах компаний приходится замораживать причитающиеся им выплаты. Руководители фирм, в которых есть потерянные акционеры, пытаются найти выходы из ситуации: одни через суд признают акции бесхозяйными, а другие проводят реорганизацию компаний.
- Акционер не знает об акциях или не хочет ими управлять. Во время приватизации предприятий в 90-х годах часть акций компаний передавали сотрудникам, рассказывает советник корпоративной практики / M&A Михаил Филатов. Учет акционеров тогда проходил спешно, и многие люди даже не знали, что получили в собственность ценные бумаги. А работники, которые знали об акциях, считали, что ими невыгодно управлять, поскольку получали небольшое количество низко ликвидных ценных бумаг. В практике партнера Ильи Болотнова был случай, когда мажоритарный акционер владел 97% акций, а остальные 3% распределили между несколькими сотнями людей. Филатов продолжает: если владелец ценных бумаг не заявил о себе и его установить не получилось, то акции переходят на специальный счет неустановленных лиц. Это и есть те самые потерянные акционеры или «мертвые души».
- Акционер перестал существовать. Первый вариант — акционер умер, а его ценные бумаги не вошли в наследственную массу или наследство не приняли. Второй вариант — компания-акционер закрылась, но ценные бумаги не перераспределили (дело № А56-81973/2020).
- Иностранный акционер отказался сотрудничать. Особенно актуальной эта проблема стала с началом специальной военной операции: западные компании не хотят сотрудничать с российским бизнесом из-за угрозы санкций и репутационных рисков. Хотя, трудности с такими акционерами возникали и в мирное время: например, зарубежная компания, владевшая акциями российской фирмы, закрылась (дело № 40-85749/2021) или перестала участвовать в работе предприятия (дело № А56-71063/2020).
Проблемы из-за потерянных акционеров
- Компании сложно принимать решения. Эта проблема касается единогласных решений (например, об определении правил отчуждения акций третьим лицам) и сделок с заинтересованностью, когда «мертвые души» считаются незаинтересованными акционерами и должны дать свое согласие. Их голоса учитываются в таких вопросах, подчеркивает Филатов. Второй вопрос частично разрешил законодатель: в 2016 году приняли ФЗ № 343, благодаря которому предварительное одобрение сделок с заинтересованностью не требуется. Но это правило действует только в том случае, когда одобрения не требуют члены органов управления акционерного общества (АО) или акционеры, которые владеют как минимум 1% голосующих ценных бумаг. В других случаях по-прежнему надо получать согласие на сделку, а значит может возникнуть ситуация, когда не хватает голосов «мертвых душ».
- Надо тратиться на рассылку уведомлений и отправку дивидендов. Глава Корпоративной практики Александр Гармаев рассказывает, что в его практике были случаи, когда компании платили по 8-10 млн руб. за рассылку уведомлений и бюллетеней для голосования «мертвым душам». И это затраты только на одно собрание акционеров.
- Нужно резервировать дивиденды. Когда часть акционеров неизвестна, то деньги, которые нужно им перевести, замораживаются на балансе предприятия. В состав нераспределенной прибыли предприятия средства могут вернуться только через три-пять лет (ФЗ № 282).
Невыплаченные дивиденды могут «давить» на баланс компании. Ведь эти деньги можно было бы использовать для других целей: перераспределить между другими акционерами или пополнить оборотный капитал предприятия.
- Есть риск, что потерянные акции перейдут государству. Если никто не претендует на наследство умершего, то имущество могут признать выморочным, тогда оно перейдет государству (ст. 1151 ГК). Сейчас это теоретический риск, но не исключено, что в перспективе власти решат переоформить в свою собственность выморочные акции «мертвых душ», предупреждает Гармаев.
- Выкупить акции. Раньше суды не одобряли такую практику (дело № А45-12881/2020). Но в 2022 году Верховный суд решил, что компания вправе выкупить ценные бумаги потерянного акционера. При этом за них нужно заплатить рыночную цену, а все деньги — перечислить на депозит нотариуса (ст. 75 Закона об АО). В деле № А27-24426/2020 компания «ЧИФ-Кузбасс» пыталась получить ценные бумаги фирмы-акционера, которую ликвидировали более десяти лет назад. Фирма закрылась, но акции не перераспределили, и они формально все еще принадлежат ей. ВС отметил, что длительное хранение ценных бумаг нарушает права истца и он может выкупить их, чтобы вернуть в гражданский оборот. Такой же подход суды применили в деле № А33-6299/2015, но здесь речь шла не о ликвидированной компании, а о потерянном акционере-физлице. Юристы неоднозначно относятся к такой позиции судов. Гармаев считает, что разрешать выкуп надо с осторожностью и это решение не должно быть универсальным. «Есть риск нарушить права тех, кто по каким-то причинам пассивен сейчас, но может возобновить интерес к своим акциям в будущем», — говорит эксперт. А Филатов обращает внимание, что перечисленные на депозит нотариуса деньги останутся невостребованными и утратят свою пользу для оборота. Раз акционер потерянный, то он вряд ли потребует выплату. Изменить такую ситуацию можно законодательно, считает эксперт. Например, если деньги не потребуют в течение нескольких лет, то их следует вернуть эмитенту — компании, которая выпускает акции. Выкупить акции можно не только по решению суда, но и принудительно (ст. 84.8 Закона об АО). Это может сделать мажоритарий публичного АО, который владеет 95% акций, а доля «мертвых душ» — не больше 5%.
- Признать акции бесхозяйными и зачислить на счет компании. Правда, суды принимают противоречивые решения по таким спорам. В деле № А75-11156/2019 суд признал бесхозяйным пакет акций «Сургутнефтегаза», а в деле № А45-12881/2020 по таким требованиям отказали. Эльдар Ахмеров из поясняет, что акции тяжело признать бесхозяйными, потому что у них могут найтись собственники: например, кредиторы или акционеры ликвидированной компании.
- Исключить акционера из компании и купить его ценные бумаги. У акционера есть ряд обязанностей: среди прочего он должен участвовать в принятии корпоративных решений и не затруднять работу компании (п. 4 ст. 65.2 ГК). Если он их не выполняет, а наоборот, избегает, то его можно исключить из АО (п. 1 ст. 67 ГК). Этот вариант работает, если соблюдаются два условия: компания непубличная, а пассивный акционер причинил ей существенный вред. ВС в Постановлении Пленума № 25 поясняет, что акционера можно исключить из АО только при грубом нарушении, а именно — если он систематически и без уважительной причины не посещал общие собрания, в ходе которых принимались решения, причинившие существенный вред компании. На практике то, насколько грубым оказалось нарушение акционера, будет решать суд в каждом конкретном случае, подчеркивает управляющий партнер и глава корпоративной практики Леонид Эрвиц.
Раньше существовал еще один способ присвоить ценные бумаги потерянных акционеров: преобразовать АО в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Пять лет назад компания «Отрада» смогла так сделать (дело № А56-162822/2018). Позже потерянный акционер нашелся, но не смог обжаловать преобразование компании. А схему с преобразованием Центробанк запретил использовать в 2019 году (Информационное письмо № ИН-06-28/11).