Глобальность изменений демонстрирует тот факт, что после принятия обсуждаемых поправок чиновникам придется изменить более 20 подзаконных актов, которые касаются большинства налогоплательщиков, сразу подчеркивает Константин Педько, юрист . А сам законопроект Минфин разработал в рамках реализации основных направлений налоговой политики в России, поясняет бывший старший налоговый юрист и автор Телеграм-канала о налогах Head Of Tax Евгения Заинчуковская.
Доходы дистанционных сотрудников российских организаций, работающих за пределами РФ, будут облагаться НДФЛ по ставке 13-15%.
При этом у Заинчуковской складывается впечатление, что Минфин разрабатывал законопроект без оглядки на правила международных договоров по вопросам налогообложения (СИДН), которые имеют приоритет перед нормами национального законодательства. В таких соглашениях обычно указано, что место осуществления трудовой деятельности определяется по факту физического присутствия сотрудника на территории государства. То есть, если работник фактически трудится за границей, власти РФ не вправе облагать налогом его доходы.
Значит, при наличии СИДН между Россией и страной резидентства физлица обсуждаемая поправка не имеет практического значения, объясняет Заинчуковская: «Будут применяться положения международного договора, а не правила Налогового кодекса». Таких соглашений, например, нету у нашей страны с ОАЭ и Грузией, обращает внимание управляющий партнер юрфирмы Тимофеев, Гусев и Партнеры Евгений Тимофеев.
Из-за введения в 2023 году единого налогового счета оказалось сложно гасить ущерб, чтобы освободиться от ответственности по налоговым составам УК. Сейчас все платежи попадают в общий котел, поэтому налогоплательщику требуется рассчитаться по всем налоговым обязательствам, которые у него есть, констатирует Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы .
Для исправления ситуации новеллы вводят отдельный учет сумм возмещенного ущерба от совершения преступлений — государство будет их учитывать в первую очередь. Решаем проблемы, которые сами себе создали, — так комментирует это поправку управляющий партнер Мария Ильяшенко. Но, в любом случае важно, что на этот момент оперативно обратили внимание и меняют его, говорит эксперт.
Становиться на учет в российской налоговой теперь будут должны только те иностранные организации, которые оказывают электронные услуги физлицам. Сейчас это приходится делать всем зарубежным поставщикам, включая тех, кто сотрудничает только с юрлицами.
Действующее регулирование давно беспокоило международные холдинги, поскольку их российским дочерним фирмам формально требовалось встать на учет в инспекции РФ только из-за того, что они получают от материнской зарубежной организации общегрупповой софт для работы, объясняет Тимофеев.
Вышестоящий налоговый орган сможет назначать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля на этапе апелляционного обжалования, пересматривая решения коллег по вновь открывшимся обстоятельствам.
По факту мы и сейчас сталкиваемся с тем, что постоянно расширяются сроки контроля, а налоговики дополнительно собирают доказательства правонарушений, говорит Ильяшенко. По ее мнению, вряд ли расширение полномочий госоргана можно оценивать положительно.
Стоит отметить, что суды давно не обращают внимание на то, как инспекция получает доказательства своей позиции порой за рамками налоговой проверки.
Продавая нежилые помещения (офисы, магазины и машино-места), застройщик сейчас формально должен заплатить НДС. По новым правилам строительные компании не обязаны это делать. Юрист налоговой практики юрфирмы Хати Абдурахманова объясняет, что таким образом закрепляется подход, который в последние годы продвигал Минфин.
При этом от уплаты НДС не освобождают застройщиков апартаментов. Ильяшенко называет подобное решение спорным, учитывая, что на практике такая недвижимость зачастую используется для жилья. Сейчас апартаменты во многом привлекают граждан за счет более низких цен по сравнению с квартирами, отмечает Абдурахманова. Но в случае принятия этой поправки цена апартаментов может увеличиться на сумму примерно равную НДС, прогнозирует эксперт.
Налогоплательщик сможет в электронном виде уведомлять инспекцию о том, что он наделил конкретное лицо (юриста или бухгалтера) полномочиями представлять его интересы.
Благодаря этому нововведению, представителю не придется каждый раз при взаимодействии с налоговиками подтверждать свои полномочия. Таким образом должен упроститься документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом, уверена адвокат юрфирмы Ирина Бордюг.
Его распространяют на налоговые споры имущественного характера, которые возникают при исполнении актов инспекции и действий должностных лиц. Раньше это правило касалось лишь заявлений о признании решений налоговых органов недействительными, отмечает Тимофеев.
Претензионный порядок по налоговым кейсам популярен, с помощью него разрешается 90% дел, это происходит в короткие сроки — за 15 дней. Для сравнения: в суде дело могут рассматривать от 7,5 месяцев до 3,5 лет, а иногда и дольше.
Еще одно нововведение устраняет законодательный пробел о том, как рассчитывать налоги по упрощенной системе налогообложения, когда меняется место нахождения организации или ИП. Сегодня в разных регионах действуют различные ставки по УСН, констатирует Ильяшенко: некоторые субъекты РФ выступают так называемыми внутренними офшорами, предоставляя ставки налога на доход в размере от 1% (при стандартной в 6%).
По новым правилам, даже если компания сменила регион налогового учета в конце года, то сумму налога надо рассчитать по ставке, которая действовала в регионе, где организация числилась на учете на 31 декабря отчетного года. На практике раньше получалось так, что бизнес весь год платил налоги, исходя из стандартных ставок, а перейдя в льготный регион, просил вернуть переплату. За этим следовала череда проверок госорганов, пытавшихся оспорить регистрацию налогоплательщика в льготном регионе, объясняет проблему Ильяшенко.
Власти хотят установить предельные суммы компенсаций дистанционным сотрудникам за расходы, которые те понесли на покупку оборудования, используемого для работы.
Сейчас позиция Минфина заключается в том, что размер таких выплат должен быть экономически обоснован, обращает внимание Педько. Если поправки примут, то работодателям придется ограничиваться введенными нормативами, компенсируя траты своим удаленным работникам, поясняет эксперт.
Если компания получает в одном году убыток, она по общему правилу может его перенести на будущее. То есть уменьшить налоговую базу текущего периода на сумму убытков прошлых лет, разъясняет Заинчуковская. Но уменьшить базу текущего периода можно не более чем на 50%. Такое правило действовало до 2024 года, законопроект продляет его до 2030-го.