Антимонопольная служба анонсировала норму, которая может войти в «шестой антимонопольный пакет». Заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский заявил, что ведомство собирается отменить «антимонопольные иммунитеты» в сфере интеллектуальной собственности. Сейчас такие изъятия есть в ст. 10 и ст. 11 закона «О защите конкуренции» о злоупотреблении доминирующим положением и ограничении конкуренции. По мнению чиновника, правообладатели злоупотребляют своими исключительными правами, что нарушает интересы потребителей и грозит монополизацией цифровых товарных рынков.
Идея об отмене иммунитетов для интеллектуальной собственности не нова. Старший юрист Ани Тангян рассказывает, что впервые такой законопроект ФАС разработала еще в 2016–2017 годах. Тогда применение иммунитетов хотели ограничить соглашениями (действиями), которые не влияют на условия обращения товаров и услуг на рынках. Через год ведомство ужесточило свою позицию и в новых поправках предложило полностью их отменить.
Тангян прогнозирует у отмены иммунитетов и отрицательные последствия. Есть риск возникновения ситуаций, когда правообладатели не смогут отказать в выдаче лицензий на принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки) или установить их условия, например территорию или срок действия.
В прошлый раз с предложением об отмене иммунитетов не согласились Роспатент и Минэкономразвития. Они подчеркивали, что отмена не отвечает цели развития российских инноваций, а интеллектуальная собственность должна предоставлять правообладателю монопольные права и конкурентные преимущества. Интересно, какие аргументы перевесят на этот раз.
17 апреля вступил в силу закон о штрафах за спам-звонки и недобросовестную рекламу микрозаймов. Поправками изменили ст. 14.3 КоАП («Нарушение законодательства о рекламе»), в которую добавили ответственность за нарушение требований к рекламе, продвигаемой по сетям электросвязи (телефонная, факсимильная и подвижная радиотелефонная связь).
Теперь за спам-звонки без предварительного согласия абонента, в частности с помощью автоматического дозванивания или рассылки, грозят штрафы:
- для физлиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
- должностных лиц — от 20 000 до 100 000 руб.;
- юрлиц — от 300 000 до 1 млн руб.
Компанию ждет взыскание, если потенциальный клиент согласился случайно или намеренно указал другой номер телефона. Фирма должна проверить, действительно ли номер принадлежит этому человеку.
Увеличили штрафы за недобросовестную рекламу, в которой нет всех условий представления продукта или скрыта часть информации. Если рекламораспространитель не отразит хотя бы одно из них, то с должностного лица взыщут от 20 000 до 50 000 руб., а с юрлица — от 300 000 до 800 000 руб. Отдельно санкции повысили и для микрофинансовых организаций: от 40 000 до 100 000 руб. для должностных лиц, а для компаний — от 600 000 до 1,6 млн руб.
В ноябре 2023 года Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию ФАС о недопустимости регистрации товарного знака, включающего обозначение «номер один». К регулятору обратилась компания, производящая инсектициды под названием «Дихлофос» с 1972 года, поскольку их конкурент, фирма «Парус», зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение «Дихлофос № 1». Антимонопольная служба решила, что компания пыталась выделить собственную продукцию, обойдя запрет на сравнительные утверждения («лучший», «первый», «номер один» и символов «№ 1»). Тогда суд встал на сторону ведомства и указал, что закон запрещает использовать названия, намекающие на превосходство одного товара над другим, а регистрация подобных товарных знаков противоречит требованиям законодательства о защите конкуренции. В апреле эту позицию поддержал Президиум (дело № СИП-439/2023).
Закон «О защите конкуренции» запрещает сравнительное использование слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только» и «единственный». Чтобы его обойти, недобросовестные участники рынка регистрируют товарные знаки с такими обозначениями, ведь Роспатент не может отказать со ссылкой на закон «О защите конкуренции».
По мнению Спицыной, подтверждение Президиумом СИП того, что ФАС может бороться с такими регистрациями товарных знаков, используя положения ст. 14.4 закона «О защите конкуренции», — поворотный момент. Партнер и руководитель практики «Антимонопольное и конкурентное право» Надия Гореславская отмечает, что раньше нарушения в виде некорректного сравнения с использованием обозначения «№ 1» рассматривались только в делах о признании рекламы недостоверной либо о признании действий по ее распространению недобросовестными. В контексте спора о регистрации товарного знака подобные случаи практически не встречались. Но в 2021 году Суд по интеллектуальным правам тоже поддержал позицию Московского УФАС в деле № СИП-199/2021 против «Химчистки № 1». Тогда управление посчитало, что спорная индивидуализация формирует впечатление о компании как о лидере, превосходящем других участников рынка. Из-за этого потенциальный потребитель оказывается под влиянием навязанного и ложного авторитета.
Дело против компании «Парус» отчасти прецедентно тем, что благодаря ему ФАС продолжает транслировать свой подход к обозначению «№ 1», закрепляя ранее сложившуюся и немногочисленную практику ведомства в части оценки его использования в товарном знаке.
Теперь антимонопольная служба начнет активнее использовать инструменты ст. 14.4 закона «О защите конкуренции» и станет еще более значимым органом при разрешении споров о действительности регистрации товарных знаков, полагает Спицына.
В Госдуму внесли законопроект об ответственности в сфере закупок. В КоАП собираются добавить штраф для госкомпаний за недостижение минимального годового объема закупок у субъектов МСП в размере от 30 000 до 50 000 руб. для должностных лиц, а для организаций — от 50 000 до 100 000 руб. При этом для отдельных нарушений могут ввести предупреждения.
Также поправками предлагают актуализировать в кодексе все составы административных нарушений при государственных и муниципальных закупках (ФЗ № 44), закупках госкомпаний и госкорпораций (ФЗ № 223), при размещении и исполнении гособоронзаказа (ФЗ № 275), при проведении процедур приватизации (ФЗ № 178) и других обязательных торгах. Статьи хотят объединить в новый раздел.
Если закон примут, новые нормы начнут действовать с 1 июля.
28 марта вступило в силу постановление об отмене моратория на антимонопольные проверки IT-компаний. Первой интернет-площадкой, которую после снятия запрета проверила ФАС, стала Wildberries. С 2022 по 2023 год ведомство получило много обращений от людей и юрлиц, указывающих на признаки нарушения маркетплейсом антимонопольного законодательства. Регулятор увидел признаки навязывания продавцам невыгодных условий договора в оферте о реализации товара на сайте компании и выдал ей предупреждение.
Ведомство установило, что Wildberries устанавливает ограничения при размещении контактной информации продавцов. При этом не определены критерии, по которым компания изменяет тарифы на услуги логистики и хранения товаров и штрафует продавцов за несанкционированный доступ к личным кабинетам. Служба потребовала от фирмы внести изменения в оферту о реализации товара на сайте площадки и прекратить практики, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Вторым маркетплейсом, но который обратил внимание регулятор, стал Ozon. Клиенты и бизнес жаловались на навязывание участия в услуге «Баллы за скидки». Еще площадка не уточняла условия расторжения договоров, ограничивала размещение контактной информации и отказывала потенциальным продавцам без объяснения причин. Как и Wildberries, организации необходимо внести изменения в оферту, чтобы избежать возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
ФАС отчиталась и о блокировке карточек товаров. Так, по жалобам правообладателей за первый квартал года заблокировали более 2 млн карточек контрафактных изделий, тогда как за весь 2023 год их объем достиг 2,4 млн. Продукцию помогли выявить рекомендации, разработанные регулятором совместно с некоммерческим партнерством «Объединение корпоративных юристов России» в прошлом году.
Госдума приняла закон о переходе к конкурентным принципам при передаче объектов ЖКХ, находящихся в ведении государственных или муниципальных предприятий либо в управлении казенных организаций. Поправки к законам «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О защите конкуренции» были инициированы правительством и разработаны ФАС.
Изменения коснутся приватизации объектов тепло- и горячего водоснабжения, принадлежащих компаниям с долей государства свыше 50%. Сейчас при продаже на такие объекты не распространяется действие закона о приватизации, из-за чего к ним нельзя применить конкурентные нормы, например, об обязательном проведении конкурсов или аукционов, о равенстве в получении доступа к имуществу и выходу на товарный рынок, о публичности процедур, о запрете нарушения конкуренции и о пресечении обхода норм. После вступления документа в силу передача принадлежащих госкомпаниям объектов ЖКХ будет подчиняться вышеуказанной норме.
Особенности предусмотрены и для конкурсов на такие объекты. Приобрести имущество смогут любые физлица и компании, за исключением государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий. При этом доля РФ (ее субъектов и образований) в уставном капитале компании не должна превышать 25%. Запрет на сделку предусмотрен и для юрлиц из офшорных зон. Для участия в торгах предусмотрен задаток от 10 до 20% в зависимости от начальной цены, а если в конкурсе будет только один участник, его признают несостоявшимся.
Еще поправки установили особенности заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления. Теперь компания с государственным или муниципальным участием свыше 50% сможет подписать соглашение о передаче источников тепловой энергии, теплосетей, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и отдельных объектов таких систем только после проведения конкурса или аукциона.
Закон вступит в силу с 1 января 2025 года.
ФАС и Минсельхоз выпустили совместные рекомендации о реализации белого сахара на бирже. Чтобы снизить риски нарушения антимонопольного законодательства, производителям и продавцам советуют:
- обеспечить выполнение добровольных обязательств по продаже на бирже не менее 10% произведенной продукции;
- обеспечить равномерное распределение годовых объемов белого сахара при торговле на бирже;
- рассчитывать объемы продукции на торгах в зависимости от объема производства за предыдущий год, по месяцам календарного года и торговым сессиям в соответствующем месяце.
Ведомства также рекомендуют фирмам-потребителям регулярно принимать участие в биржевых торгах.
В 2021 году американская коммуникационная компания Viasat приобрела британскую фирму спутниковой связи Inmarsat. Для этого организация должна была получить разрешение на покупку 100% акций фирмы Connect Topco Limited, через которую Viasat купила Inmarsat, во всех странах, где та ведет бизнес. Но по словам представителя ФАС, в России Viasat согласие не получала, чем нарушила ст. 6 закона «Об иностранных инвестициях».
Сделку одобрили регуляторы США, Великобритании и ЕС, а завершилась она в середине 2023 года. При этом, как сообщал источник РБК, Viasat еще в начале 2022 года направляла ходатайство в ФАС о приобретении актива. Тогда регулятор сообщил, что компании нужно получить еще и одобрение от правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями, но заявка так и не поступила.
В итоге служба обратилась с иском об оспаривании сделки в суд. В апреле АСГМ принял обеспечительные меры, запретив Роскомнадзору выдавать Viasat и связанным с ней юрлицам лицензии на оказание услуг связи и продлевать действующие (дело № А40-62927/2024).
В феврале 2022 года ФАС признала, что «Северсталь» нарушила антимонопольное законодательство. Сталелитейная компания вместе с НЛМК и ММК установила и поддерживала монопольно высокую цену на горячекатаный плоский прокат на внутреннем рынке. При этом «Северсталь» повысила цены, из-за чего прибыль выросла в три раза относительно показателей 2019–2020 годов.
Ведомство выдало компании предписание и назначило штраф 8,7 млрд руб., который организация обжаловала в суде (дело № А40-79261/2022). Первая инстанция признала решение антимонопольного органа законным. В апелляции «Северстали» решила заключить с регулятором мировое соглашение. Как сообщили «Ведомости», одно из условий документа — снижение взыскания до 900 млн руб.
Утвердить мировое соглашение 9-й ААС может уже 27 мая.
Антимонопольная служба выявила картельный сговор во время реализации национальных проектов «Демография» и «Образование». Его признаки обнаружили на закупках на право выполнения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Компаний «Парк Инвест», «Гардарика» и двух индивидуальных предпринимателей подозревают в нарушении ст. 11 закона «О защите конкуренции» с целью поддержания цен в рамках пяти аукционов на общую сумму 2,86 млрд руб. Если вину организаций установят, им назначат оборотные штрафы в размере от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов (ч. 2 ст. 14.32 КоАП).