ПРАВО.ru
Legal Digest
15 мая 2024, 12:08

Спам-звонки, норма для «шестого пакета» и штрафы: антимонопольные итоги апреля

Спам-звонки, норма для «шестого пакета» и штрафы: антимонопольные итоги апреля
Вступил в силу закон об ответственности за спам-звонки и СМС. Компаниям, которые не получат согласие потенциального клиента на оповещение, грозит штраф до 1 млн руб. Увеличили санкции и за недобросовестную рекламу, если в ней не отражены все условия предоставления услуги. Еще Госдума предложила ввести новые штрафы для участников госзакупок. После снятия моратория на проверки ФАС выдала предупреждения Wildberries и Ozon из-за нарушений в офертах маркетплейсов. Теперь регулятор планирует отменить и иммунитеты в интеллектуалке.
1
Отмена иммунитетов для интеллектуальной собственности

Антимонопольная служба анонсировала норму, которая может войти в «шестой антимонопольный пакет». Заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский заявил, что ведомство собирается отменить «антимонопольные иммунитеты» в сфере интеллектуальной собственности. Сейчас такие изъятия есть в ст. 10 и ст. 11 закона «О защите конкуренции» о злоупотреблении доминирующим положением и ограничении конкуренции. По мнению чиновника, правообладатели злоупотребляют своими исключительными правами, что нарушает интересы потребителей и грозит монополизацией цифровых товарных рынков.

Идея об отмене иммунитетов для интеллектуальной собственности не нова. Старший юрист Better Chance Better Chance Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Цифровая экономика группа Международные судебные разбирательства Профайл компании Ани Тангян рассказывает, что впервые такой законопроект ФАС разработала еще в 2016–2017 годах. Тогда применение иммунитетов хотели ограничить соглашениями (действиями), которые не влияют на условия обращения товаров и услуг на рынках. Через год ведомство ужесточило свою позицию и в новых поправках предложило полностью их отменить. 

Тангян прогнозирует у отмены иммунитетов и отрицательные последствия. Есть риск возникновения ситуаций, когда правообладатели не смогут отказать в выдаче лицензий на принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки) или установить их условия, например территорию или срок действия. 

В прошлый раз с предложением об отмене иммунитетов не согласились Роспатент и Минэкономразвития. Они подчеркивали, что отмена не отвечает цели развития российских инноваций, а интеллектуальная собственность должна предоставлять правообладателю монопольные права и конкурентные преимущества. Интересно, какие аргументы перевесят на этот раз.

 Ани Тангян, старший юрист Better Chance Better Chance Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Цифровая экономика группа Международные судебные разбирательства Профайл компании

2
Штрафы за спам-звонки и недостоверную рекламу МФО

17 апреля вступил в силу закон о штрафах за спам-звонки и недобросовестную рекламу микрозаймов. Поправками изменили ст. 14.3 КоАП («Нарушение законодательства о рекламе»), в которую добавили ответственность за нарушение требований к рекламе, продвигаемой по сетям электросвязи (телефонная, факсимильная и подвижная радиотелефонная связь). 

Теперь за спам-звонки без предварительного согласия абонента, в частности с помощью автоматического дозванивания или рассылки, грозят штрафы:

  • для физлиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • должностных лиц — от 20 000 до 100 000 руб.;
  • юрлиц — от 300 000 до 1 млн руб.

Компанию ждет взыскание, если потенциальный клиент согласился случайно или намеренно указал другой номер телефона. Фирма должна проверить, действительно ли номер принадлежит этому человеку.

Увеличили штрафы за недобросовестную рекламу, в которой нет всех условий представления продукта или скрыта часть информации. Если рекламораспространитель не отразит хотя бы одно из них, то с должностного лица взыщут от 20 000 до 50 000 руб., а с юрлица — от 300 000 до 800 000 руб. Отдельно санкции повысили и для микрофинансовых организаций: от 40 000 до 100 000 руб. для должностных лиц, а для компаний — от 600 000 до 1,6 млн руб.

3
Запрет для «номер один» в названии знака

В ноябре 2023 года Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию ФАС о недопустимости регистрации товарного знака, включающего обозначение «номер один». К регулятору обратилась компания, производящая инсектициды под названием «Дихлофос» с 1972 года, поскольку их конкурент, фирма «Парус», зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение «Дихлофос № 1». Антимонопольная служба решила, что компания пыталась выделить собственную продукцию, обойдя запрет на сравнительные утверждения («лучший», «первый», «номер один» и символов «№ 1»). Тогда суд встал на сторону ведомства и указал, что закон запрещает использовать названия, намекающие на превосходство одного товара над другим, а регистрация подобных товарных знаков противоречит требованиям законодательства о защите конкуренции. В апреле эту позицию поддержал Президиум (дело № СИП-439/2023). 

Закон «О защите конкуренции» запрещает сравнительное использование слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только» и «единственный». Чтобы его обойти, недобросовестные участники рынка регистрируют товарные знаки с такими обозначениями, ведь Роспатент не может отказать со ссылкой на закон «О защите конкуренции».

Наталия Спицына, патентный поверенный и старший юрист Seven Hills Legal Seven Hills Legal Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Защита персональных данных группа Ритейл, FMCG, общественное питание Профайл компании .

По мнению Спицыной, подтверждение Президиумом СИП того, что ФАС может бороться с такими регистрациями товарных знаков, используя положения ст. 14.4 закона «О защите конкуренции», — поворотный момент. Партнер и руководитель практики «Антимонопольное и конкурентное право» Melling, Voitishkin & Partners Melling, Voitishkin & Partners Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Уголовное право 1место По выручке на юриста 2место По выручке 2место По количеству юристов Профайл компании Надия Гореславская отмечает, что раньше нарушения в виде некорректного сравнения с использованием обозначения «№ 1» рассматривались только в делах о признании рекламы недостоверной либо о признании действий по ее распространению недобросовестными. В контексте спора о регистрации товарного знака подобные случаи практически не встречались. Но в 2021 году Суд по интеллектуальным правам тоже поддержал позицию Московского УФАС в деле № СИП-199/2021 против «Химчистки № 1». Тогда управление посчитало, что спорная индивидуализация формирует впечатление о компании как о лидере, превосходящем других участников рынка. Из-за этого потенциальный потребитель оказывается под влиянием навязанного и ложного авторитета.

Дело против компании «Парус» отчасти прецедентно тем, что благодаря ему ФАС продолжает транслировать свой подход к обозначению «№ 1», закрепляя ранее сложившуюся и немногочисленную практику ведомства в части оценки его использования в товарном знаке.

Надия Гореславская, партнер и руководитель практики «Антимонопольное и конкурентное право» Melling, Voitishkin & Partners Melling, Voitishkin & Partners Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Уголовное право 1место По выручке на юриста 2место По выручке 2место По количеству юристов Профайл компании

Теперь антимонопольная служба начнет активнее использовать инструменты ст. 14.4 закона «О защите конкуренции» и станет еще более значимым органом при разрешении споров о действительности регистрации товарных знаков, полагает Спицына.

4
Штрафы и предупреждения в госзакупках

В Госдуму внесли законопроект об ответственности в сфере закупок. В КоАП собираются добавить штраф для госкомпаний за недостижение минимального годового объема закупок у субъектов МСП в размере от 30 000 до 50 000 руб. для должностных лиц, а для организаций — от 50 000 до 100 000 руб. При этом для отдельных нарушений могут ввести предупреждения.

Также поправками предлагают актуализировать в кодексе все составы административных нарушений при государственных и муниципальных закупках (ФЗ № 44), закупках госкомпаний и госкорпораций (ФЗ № 223), при размещении и исполнении гособоронзаказа (ФЗ № 275), при проведении процедур приватизации (ФЗ № 178) и других обязательных торгах. Статьи хотят объединить в новый раздел. 

Если закон примут, новые нормы начнут действовать с 1 июля.

5
Проверки маркетплейсов

28 марта вступило в силу постановление об отмене моратория на антимонопольные проверки IT-компаний. Первой интернет-площадкой, которую после снятия запрета проверила ФАС, стала Wildberries. С 2022 по 2023 год ведомство получило много обращений от людей и юрлиц, указывающих на признаки нарушения маркетплейсом антимонопольного законодательства. Регулятор увидел признаки навязывания продавцам невыгодных условий договора в оферте о реализации товара на сайте компании и выдал ей предупреждение. 

Ведомство установило, что Wildberries устанавливает ограничения при размещении контактной информации продавцов. При этом не определены критерии, по которым компания изменяет тарифы на услуги логистики и хранения товаров и штрафует продавцов за несанкционированный доступ к личным кабинетам. Служба потребовала от фирмы внести изменения в оферту о реализации товара на сайте площадки и прекратить практики, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Вторым маркетплейсом, но который обратил внимание регулятор, стал Ozon. Клиенты и бизнес жаловались на навязывание участия в услуге «Баллы за скидки». Еще площадка не уточняла условия расторжения договоров, ограничивала размещение контактной информации и отказывала потенциальным продавцам без объяснения причин. Как и Wildberries, организации необходимо внести изменения в оферту, чтобы избежать возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

ФАС отчиталась и о блокировке карточек товаров. Так, по жалобам правообладателей за первый квартал года заблокировали более 2 млн карточек контрафактных изделий, тогда как за весь 2023 год их объем достиг 2,4 млн. Продукцию помогли выявить рекомендации, разработанные регулятором совместно с некоммерческим партнерством «Объединение корпоративных юристов России» в прошлом году.

6
Изменения в порядке приобретения объектов ЖКХ

Госдума приняла закон о переходе к конкурентным принципам при передаче объектов ЖКХ, находящихся в ведении государственных или муниципальных предприятий либо в управлении казенных организаций. Поправки к законам «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О защите конкуренции» были инициированы правительством и разработаны ФАС. 

Изменения коснутся приватизации объектов тепло- и горячего водоснабжения, принадлежащих компаниям с долей государства свыше 50%. Сейчас при продаже на такие объекты не распространяется действие закона о приватизации, из-за чего к ним нельзя применить конкурентные нормы, например, об обязательном проведении конкурсов или аукционов, о равенстве в получении доступа к имуществу и выходу на товарный рынок, о публичности процедур, о запрете нарушения конкуренции и о пресечении обхода норм. После вступления документа в силу передача принадлежащих госкомпаниям объектов ЖКХ будет подчиняться вышеуказанной норме.

Особенности предусмотрены и для конкурсов на такие объекты. Приобрести имущество смогут любые физлица и компании, за исключением государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий. При этом доля РФ (ее субъектов и образований) в уставном капитале компании не должна превышать 25%. Запрет на сделку предусмотрен и для юрлиц из офшорных зон. Для участия в торгах предусмотрен задаток от 10 до 20% в зависимости от начальной цены, а если в конкурсе будет только один участник, его признают несостоявшимся.

Еще поправки установили особенности заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления. Теперь компания с государственным или муниципальным участием свыше 50% сможет подписать соглашение о передаче источников тепловой энергии, теплосетей, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и отдельных объектов таких систем только после проведения конкурса или аукциона. 

Закон вступит в силу с 1 января 2025 года.

7
Рекомендации по продаже сахара на бирже

ФАС и Минсельхоз выпустили совместные рекомендации о реализации белого сахара на бирже. Чтобы снизить риски нарушения антимонопольного законодательства, производителям и продавцам советуют: 

  • обеспечить выполнение добровольных обязательств по продаже на бирже не менее 10% произведенной продукции;
  • обеспечить равномерное распределение годовых объемов белого сахара при торговле на бирже;
  • рассчитывать объемы продукции на торгах в зависимости от объема производства за предыдущий год, по месяцам календарного года и торговым сессиям в соответствующем месяце.

Ведомства также рекомендуют фирмам-потребителям регулярно принимать участие в биржевых торгах.

8
Не получили согласия правкомиссии

В 2021 году американская коммуникационная компания Viasat приобрела британскую фирму спутниковой связи Inmarsat. Для этого организация должна была получить разрешение на покупку 100% акций фирмы Connect Topco Limited, через которую Viasat купила Inmarsat, во всех странах, где та ведет бизнес. Но по словам представителя ФАС, в России Viasat согласие не получала, чем нарушила ст. 6 закона «Об иностранных инвестициях». 

Сделку одобрили регуляторы США, Великобритании и ЕС, а завершилась она в середине 2023 года. При этом, как сообщал источник РБК, Viasat еще в начале 2022 года направляла ходатайство в ФАС о приобретении актива. Тогда регулятор сообщил, что компании нужно получить еще и одобрение от правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями, но заявка так и не поступила.

В итоге служба обратилась с иском об оспаривании сделки в суд. В апреле АСГМ принял обеспечительные меры, запретив Роскомнадзору выдавать Viasat и связанным с ней юрлицам лицензии на оказание услуг связи и продлевать действующие (дело № А40-62927/2024). 

9
Снижение штрафа для «Северстали»

В феврале 2022 года ФАС признала, что «Северсталь» нарушила антимонопольное законодательство. Сталелитейная компания вместе с НЛМК и ММК установила и поддерживала монопольно высокую цену на горячекатаный плоский прокат на внутреннем рынке. При этом «Северсталь» повысила цены, из-за чего прибыль выросла в три раза относительно показателей 2019–2020 годов. 

Ведомство выдало компании предписание и назначило штраф 8,7 млрд руб., который организация обжаловала в суде (дело № А40-79261/2022). Первая инстанция признала решение антимонопольного органа законным. В апелляции «Северстали» решила заключить с регулятором мировое соглашение. Как сообщили «Ведомости», одно из условий документа — снижение взыскания до 900 млн руб. 

Утвердить мировое соглашение 9-й ААС может уже 27 мая. 

10
Картель в нацпроектах

Антимонопольная служба выявила картельный сговор во время реализации национальных проектов «Демография» и «Образование». Его признаки обнаружили на закупках на право выполнения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. 

Компаний «Парк Инвест», «Гардарика» и двух индивидуальных предпринимателей подозревают в нарушении ст. 11 закона «О защите конкуренции» с целью поддержания цен в рамках пяти аукционов на общую сумму 2,86 млрд руб. Если вину организаций установят, им назначат оборотные штрафы в размере от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов (ч. 2 ст. 14.32 КоАП).