Претензия — документ, который направляют контрагенту, перед тем как подавать иск в суд. Это позволяет разрешить спор мирным путем, сэкономив время и деньги сторон. И к тому же досудебное урегулирование споров помогает разгрузить суды.
Как составить досудебную претензию?
При подготовке претензии следует учитывать цель, которую ставит перед собой доверитель, объясняет Григорий Волков, партнер Briefcase Law Office. Если задача действительно заключается в досудебном урегулировании спора, то в таком документе должны быть подробно изложены конкретные доказательства со ссылкой на судебную практику. Убедительность доводов прямо влияет на желание оппонентов вступать в переговоры и предметно обсуждать возможный приемлемый вариант урегулирования разногласий, предупреждает Волков.
Чтобы получить желаемый эффект, следует учесть несколько важных моментов в досудебной претензии:
- Фиксируйте нарушения со стороны потенциального ответчика. Так советует Мария Першонкова, старший юрист Это особенно важно, когда нарушение произошло в интернете. Направление претензии до фиксации доказательств позволит нарушителю удалить спорный контент. В такой ситуации истцу поможет сервис «Веб-архив», но так есть копии не всех сайтов.
- Не раскрывайте всю позицию и сильные аргументы. Потенциально дело все-таки может дойти до суда, а из-за раскрытия лишней информации у другой стороны будет много времени, чтобы подготовить опровержение.
- Последовательно излагайте доводы и не делайте просительную часть слишком абстрактной. Волков поясняет, что процессуальное законодательство позволяет не указывать точно суммы возмещения, но требования должны быть в первую очередь понятны адресату. В таком случае шанс, что стороны разрешат разногласия без судебного разбирательства, намного выше.
- Учитывайте специфику спора. Закон может содержать специальные требования к содержанию претензии с учетом статуса и деятельности субъекта-получателя, предупреждает Першонкова. Например, согласно ст. 1253.1 ГК, в претензию к информационному посреднику нужно включать информацию о правообладателе, указание на объект интеллектуальных прав с приложением документов и ссылку на конкретную страницу сайта, где содержится нарушение.
- Указывайте в претензии разумный срок для удовлетворения требований. Управляющий партнер Анна Шумская отмечает, что обычно указывают от 10 до 30 дней. Если указать слишком короткий промежуток, вряд ли это ускорит разрешение спорной ситуации, но суд точно отнесется к этому критически.
- Проверяйте, куда направляете документ. Першонкова говорит, что нередко на конверте ошибочно указывают старый адрес. Поэтому важно проверить положения договора, где обычно прописан конкретный порядок направления досудебной корреспонденции. Если таких положений в договоре нет, претензию направляют по адресу регистрации юридического лица или ИП, месту жительства человека.
Шумская поделилась, что на практике бывают ситуации, когда требования в претензии и в поданном иске не совпадают. Например, они могут отличаться по существу, или в иск включают дополнительные запросы, о которых не заявляли в претензии. Чтобы избежать спорных ситуаций с судом или другой стороной, в претензии нужно указывать те же требования, что и в дальнейшем иске.

При направлении истцом претензии только в отношении суммы основного долга досудебный порядок считается соблюденным и в отношении неустойки.
Кто заплатит?
Вопрос о деньгах всегда возникает в первую очередь, особенно если дело все-таки дошло до суда и там одержали победу. Есть ли шанс включить в судрасходы сумму, которую заплатили юристу за составление досудебной претензии, Верховный суд рассказывал в деле № А56-3702/2023.
Компания «Медиамузыка» выиграла у петербургской школы спор о правах на авторский курс по основам радиовещания. В апелляции с ответчика взыскали 40 000 руб. компенсации и пропорционально распределили судебные издержки. Из них исключили 5000 руб., которые истец потратил на составление досудебной претензии. Суд округа поддержал это решение, а вот «Медиамузыка» посчитала, что ответчик все же должен возместить траты на претензию. Компания обратилась с жалобой в Верховный суд, и там ее поддержали.
ВС напомнил, что если правообладатель и нарушитель исключительного права — юрлица или предприниматели, то соблюдение претензионного порядка обязательно (ст. 1252 ГК). Таким образом, истец не мог реализовать право на обращение в суд без таких издержек. Высшая инстанция определила, что расходы истца, связанные с обязательным досудебным урегулированием, считаются судебными издержками и подлежат распределению по правилам ст. 110 АПК.
Волков согласен, что истцу следовало возместить расходы на претензию. Другой подход поставил бы в уязвленное положение лицо, которое до начала судебного дела постаралось добровольно урегулировать спор.

Взыскание судебных расходов возможно, если они связаны с рассмотрением иска, то есть когда это требовалось для реализации права на обращение в суд. Второе условие: собранные по делу доказательства, за которые понесены расходы, положены в основу судебного акта и признаны относимыми и допустимыми.
Эльдар Закиров, партнер , обратил внимание на ст. 111 АПК. Согласно ей можно возложить судебные расходы на сторону, которая не ответила на досудебную претензию либо сделала это с нарушением сроков, независимо от результатов рассмотрения дела. Причем эксперт замечает, что это правило распространяется и на случаи, когда претензионный порядок предусмотрен законом, и на договорные ситуации.

В тексте договора стоит указывать, что расходы на составление претензий или юридическое сопровождение досудебного урегулирования возмещаются. Тогда проигравшей стороне придется их покрыть.