
Дело Блиновской
3 марта Савеловский районный суд Москвы приговорил Елену Блиновскую к пяти годам лишения свободы. Ее признали виновной в уклонении от уплаты налогов (ч. 2 ст. 198 УК), легализации доходов, полученных преступным путем (п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК), и в неправомерном обороте средств платежей (ч. 1 ст. 187 УК). Долг блогера за дробление бизнеса перед бюджетом составил 1,4 млрд руб.: 918 млн руб. — задолженность по налогам, а остальная часть — пени и штрафы.
Дело Блиновской будет иметь последствия для широкого круга налогоплательщиков, считает Ксения Литвинова, партнер В этом деле следствие опробовало механизм вменения налогоплательщику сразу нескольких преступлений, в том числе и тех, от обвинения по которым нельзя освободиться с помощью уплаты недоимки. Раньше уклонение от уплаты налогов считалось самостоятельным преступлением и зачастую не имело сопутствующих составов.

Протестированный следствием и поддержанный судом подход в будущем могут применять более часто и охотно.
Это должно побуждать налогоплательщиков к более тщательной оценке возможных рисков и подготовке документов, обосновывающих правомерность совершения тех или иных сделок, резюмирует Литвинова.
Срок возврата налоговой переплаты
В марте Верховный суд рассмотрел лишь один налоговый спор (дело № А40-195715/2023). Он касался срока для возврата излишне уплаченного налога. Экономколлегия сформулировала вывод о том, что трехлетний срок для возврата начинает течь не с даты платежа, а с момента, когда налогоплательщик должен был узнать о переплате. По всем налогам с годовым периодом, которые налогоплательщики исчисляют и декларируют самостоятельно, этот момент наступает в срок подачи декларации.
В рассматриваемом деле компания пыталась вернуть излишне уплаченный налог, но нижестоящие суды не смогли прийти к единому мнению о расчете срока давности по такому требованию. Первая инстанция и апелляция посчитали трехлетний срок от даты вступления в силу решения суда, которым отменили повышенную налоговую ставку на здание.
Суд округа с таким подходом не согласился и определил, что трехлетний срок для возврата переплаты нужно считать с даты самих платежей — это сделало невозможным возврат налога по одному из переводов. Верховный суд встал на сторону налогоплательщика, отменил акты кассации и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Налогообложение субсидий
10 марта на рассмотрение экономколлегии судья Татьяна Завьялова передала спор о начислении налога на субсидии (дело № А09-12215/2023). Компания-грузоперевозчик «Стар транс» перевозила грузы через Украину. Весной 2022-го машины компании задержали и изъяли на территории недружественного государства. В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» для компенсации ущерба фирме выделили 34,2 млн руб. Позднее при проверке налоговая доначислила на эту сумму 3,3 млн руб. налога. Три инстанции подтвердили правильность таких расчетов. 16 апреля в деле разберется ВС.
Позиция Верховного суда по этому спору повлияет на многих налогоплательщиков, которые столкнулись с такого рода проблемами, говорит Шинкарев. Остается надеяться, что коллегия поддержит доводы налогоплательщика. Он настаивает, что после получения субсидий объем активов компании не увеличился, ведь компенсация пошла на приобретение транспортных средств взамен изъятых. Кроме того, субсидии имеют целевой характер и не должны входить в состав доходов, считает заявитель.
Согласно данным сервиса Casebook, в марте инспекция инициировала 270 дел о взыскании налогов и обязательных сборов. Крупнейшее из них зарегистрировано в АСГМ: МИФНС № 3 по Московской области предъявила к компании «Электрорешения» требование об уплате долга на 2 млрд руб. Арбитражный суд города Москвы рассмотрит и четыре других крупнейших иска налоговой, поданных в марте. Также в топ-10 дел по размеру требований попали дела из Тюмени, Вологды, Новосибирска, Саратова и Волгограда.
Крупнейшие требования ФНС о взыскании долгов в марте | |
| ![]() |

Возобновление проверок IT-компаний
4 марта закончился мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний. Он действовал с весны 2022 года. Мораторий стал ответом на усиление санкционного давления без возможности «параллельного импорта» программного обеспечения, напомнил Егор Буракшаев, старший налоговый юрист Эта мера, наряду с грантовой поддержкой, льготным кредитованием и освобождением от валютного контроля, помогла решить две задачи: поддержать отечественных разработчиков и заменить иностранный софт, который пропал из России вместе с поставщиками.
Окончание моратория говорит о том, что государство усилило налоговый контроль за IT-отраслью, считает Буракшаев. В первую очередь налоговая проверит те компании, которые в период моратория попадали под предпроверочный анализ ФНС. Поскольку со стороны налоговой нет разъяснений, предполагается, что риск назначения выездной проверки будет распространяться и на те периоды, когда действовал мораторий.
Главное, что поможет минимизировать угрозу доначислений, — самопроверка обоснованности применения налоговых льгот, отмечает Буракшаев. Для этого нужно посмотреть на процент квалифицированной прибыли и изучить условия договоров с контрагентами.
Подтверждение налогового резидентства клиентов банка
Минфин совместно с Росфинмониторингом, ЦБ и ФНС намерен уточнить порядок обновления информации о налоговом резидентстве, которую банки получают от клиентов. Первыми о разработке соответствующего проекта рассказали «Известия». Если клиенты преимущественно используют приложение банка с территории иного государства, это станет поводом для запроса у них разъяснений. При этом Минфин подчеркивает, что геолокация не станет основанием для автоматического определения налогового резидентства.

Можно ожидать, что под угрозой отказа в обслуживании банки будут направлять запросы тем клиентам, которые обращались к банковским услугам с территории другого государства.
Пока сложно сказать, как эта инициатива повлияет на отношения между банками и налогоплательщиками, говорит Родион Шинкарев, советник Вероятно, банки будут сообщать налоговой и о тех, кто отказался пояснять обстоятельства. Как именно будет организовано сообщение между банком и инспекцией, скорее всего, уточнят в письмах Минфина и ФНС.

Налогоплательщикам стоит подготовиться к получению запросов от банков и решить, как реагировать на них, например предоставлять ли подтверждающие документы и развернутые аргументы.
В целом эта идея показывает, что налоговая взялась за вопрос определения реального статуса налогового резидента и намерена усилить контроль, считает Копылова. Поэтому закономерно, что ФНС собирается привлекать для этого профильные службы и банки. Последние способны обобщать данные, которые подтверждают пребывание людей на территории страны.
Разъяснения о 3%-м сборе с рекламного дохода
С 1 апреля распространители рекламы (владельцы сайтов, блогеры), операторы рекламных систем (например, «Яндекс Директ») и рекламодатели, которые работают с иностранными компаниями, должны перечислять в федеральный бюджет 3% квартального дохода от рекламы в интернете. Новый сбор не регулируется НК, что вынуждает правительство прорабатывать его детальное регулирование.
В марте Минцифры опубликовало проект такого приказа. В частности, министерство предлагает установить, что плательщик сбора обязан перечислять платеж не позднее 5-го числа завершающего месяца квартала, а для его уплаты предусмотрен новый код бюджетной классификации (он нужен для заполнения реквизитов в платежной квитанции). Общественное обсуждение проекта еще продолжается.
Самостоятельное регулирование сбора без учета НК, с одной стороны, дает участникам правоотношений большую гибкость, считает Рустем Ахметшин, старший партнер С другой — оставляет нерешенными многие вопросы, которые возникнут у бухгалтеров компаний.
Например, рекламораспространитель может по итогам года получить бонус за успешную работу, который формально к доходу не относится, но будет учтен в качестве такового. Кроме того, сама идея уплаты агентом отчислений за всех участников отношений, но по данным их бухучета и первичных документов, выглядит сомнительной.
Об этом мы рассказывали в антимонопольном дайджесте за март.
Пять приказов ФНС
В марте ФНС опубликовала пять приказов. Один из них отменяет требование о проверке адреса компании при его изменении в ЕГРЮЛ. Это касается ситуаций, когда в одном месте уже зарегистрированы минимум пять юрлиц. По мнению ФНС, это облегчит работу компаний в бизнес-центрах и упростит регистрацию изменений, ведь работу компании в местах массовой регистрации организаций не нужно будет проверять сотрудникам инспекции.
Три других приказа регулируют заполнение электронных документов по НДС, налоговому вычету и некоторым акцизам, в том числе на бензин, дизтопливо и автомобили. Они разъясняют порядок заполнения стандартных форм и особенности файлообмена между инспекцией и налогоплательщиком. Последний приказ вносит изменения в порядок проверки организаторов лотерей.

В марте ФНС представила сразу два отчета о работе за 2024 год. В первом документе инспекция подвела итоги года. Так, традиционно камеральных проверок провели гораздо больше, чем выездных. При этом последних в 2024 году стало еще меньше — 4889 (снижение на 500). Средний «чек» одной выездной проверки составил чуть более 60 млн руб. без учета пеней и штрафов. ФНС также отметила, что основным по нарушениям стал НДС: на него приходится треть от суммы всех доначислений по камеральным налоговым проверкам и почти две трети — по выездным. Самым «неконфликтным» налогом стал акциз на спирт: по итогам года нет ни одного доначисления.
Подробнее с данными отчета и мнением экспертов можно ознакомиться в нашем материале «Доначисления по НДС и мало выездных проверок: статистика ФНС за 2024 год».
Второй отчет связан со сферой банкротства. Налоговая рассказала, что за 2024 год в процедурах погашено 252,1 млрд руб. налоговых требований, что на 26,5% больше, чем в 2023-м. Вместе с этим в документе отметили, что с 1 апреля 2022-го по 1 января 2025-го стало на 104,3% больше долгов, реструктурированных через заключение мировых соглашений и рассрочек, по сравнению с прошлым трехлетним периодом.