
Реклама в запрещенных соцсетях
Госдума запретила рекламу у нежелательных организаций и на заблокированных ресурсах. В пояснительной записке указано, что некоторые россияне продолжают пользоваться Instagram* и Facebook*, что приносит доход от распространения рекламы владельцам этих платформ. Поправки вступят в силу 1 сентября. При этом ведение аккаунтов, личное продвижение и управление страницами компаний в запрещенных соцсетях под запрет не подпадают.
Правила расчета отчислений за распространение рекламы
27 марта Минцифры представило правила расчета отчислений 3% от дохода за распространение рекламы в интернете. Согласно предложению к законопроекту, отчисления нужно будет платить до 5-го числа третьего месяца после квартала получения дохода. Если задолженность не погасить в течение десяти дней после уведомления, начнется взыскание. Контролировать исполнение будет Роскомнадзор.
Советник Александр Гаврилов отмечает, что сейчас государство рассматривает сферу рекламных услуг в онлайне как источник пополнения бюджета. Механизм новых расчетов опирается на систему учета рекламы, которую постепенно вводили с 2022 года. За счет этих требований сведения о доходах участников рынка от рекламных услуг собирают в единый реестр, который администрирует Роскомнадзор. Эти сведения и лягут в основу расчета.
Нововведения затронут регулирование и коммерческую сторону рекламного бизнеса. Профильные ассоциации ожидают роста цен на услуги и дисбаланс условий для онлайн- и офлайн-рекламы, на которую новые требования не распространяются. В юридическом плане компаниям придется адаптировать бизнес-процессы под новые требования, поясняет Гаврилов.
Закон, по которому распространители онлайн-рекламы должны отчислять в федеральный бюджет по 3% от дохода за квартал, вступил в силу 1 апреля.
Повышение штрафов за рекламу финуслуг
ФАС и Центробанк обсуждают увеличение штрафов за нарушения в рекламе финансовых услуг. «Мы видим, что компании продолжают нарушать закон, несмотря на замечания. Поэтому предлагаем ввести оборотные штрафы, которые будут значительно выше нынешних. Сейчас обсуждаем это с Центробанком», — заявил глава антимонопольной службы Максим Шаскольский. ЦБ инициативу поддерживает: там считают, что размер штрафов должен быть сопоставим с объемом выгоды от нарушений.
Сейчас за нарушения в рекламе юрлицам грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей, в кредитной сфере — от 600 000 до 1,6 млн.

Проблема штрафов за рекламу не нова. Сейчас максимальное взыскание — 500 000 руб., которые крупные компании учитывают как часть расходов на рекламную кампанию. Повышение штрафов должно сделать наказание более ощутимым и вынудить рекламодателей соблюдать требования закона.
Запрет массового обзвона
В первом чтении приняли законопроект о борьбе с киберпреступностью. В документе есть и поправки к закону «О рекламе». В частности, предлагают запретить массовые телефонные звонки — их критерии установит правительство. Еще уточняется, что если абонент откажется от рассылки, его согласие на рекламу станет недействительным сразу после отказа. Закон планируют ввести в силу с 1 сентября, кроме отдельных положений.
Саморегулирование от блогеров
Рекламная отрасль приняла два акта о саморегулировании. Один содержит рекомендации для блогеров о добросовестных практиках в маркетинге, другой — о размещении рекламы в мобильных приложениях. Разработкой документов занималась рабочая группа на базе комитета по предпринимательству в сфере рекламы Торгово-промышленной палаты и Ассоциация развития интерактивной рекламы.
По словам Гаврилова, сейчас российский рекламный рынок через профильные ассоциации и сообщество стремится к частичному саморегулированию при соблюдении нормативных и этических правил. Так, в прошлом году приняли Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, который заложил принципы корректного маркетинга, перекликающиеся с законодательством. Такой подход распространен в мировой практике. Попытки саморегулирования были и в России, но сейчас они стали проактивнее.
Оба документа — полезные ориентиры для проверки маркетинговых активностей на соответствие лучшим практикам. Из-за многообразия рекламы урегулировать все нюансы на уровне закона или нормативных руководств по соблюдению обязательных требований часто невозможно, поясняет Гаврилов. «Мягкое право» саморегулирования закрывает некоторые пробелы и дает практическую основу для повышения комплаенса в тех областях, за которыми законодательство и правоприменительная практика не всегда поспевают.
Штрафы за репосты незарегистрированных каналов
Законопроект о штрафах для блогеров с 10 000 подписчиков и более за репосты незарегистрированных каналов с такой же аудиторией внесут в Госдуму осенью. Об этом сообщил замглавы комитета по информполитике Антон Горелкин.
С 1 ноября прошлого года владельцы крупных каналов обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре. Незарегистрированные страницы не могут размещать рекламу и получать финансирование. За рекламу в таких каналах уже предусмотрены штрафы до 500 000 руб.
* Принадлежит Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.
Основы ценообразования для северного завоза
В рамках реализации закона «О северном завозе» правительство утвердило основы ценообразования и правила регулирования тарифов для единого морского оператора. Тарифы должны покрывать расходы с учетом объема услуг, а их период действия составит не менее трех лет. До 1 сентября ФАС разработает методические указания по расчету тарифов.
Правила указания страны происхождения товара в закупках
Минфин опубликовал письмо, в котором разъяснил, что в заявке на участие в закупке нельзя указывать несколько стран происхождения товара, так как это создает неопределенность в условиях контракта. При этом требование об указании одной страны не обязывает участника иметь товар в наличии на момент подачи заявки. Также отмечено, что правила госрегистрации медизделий, допускающие указание нескольких мест производства, не регулируют закупки по ФЗ № 44.
Соглашения о стабилизации цен на всех этапах торговли
ФАС направила регионам письмо с рекомендацией заключать временные ценовые соглашения на всех этапах товаропроводящей цепи — от производителя до магазина. Эти соглашения предусмотрены постановлением правительства № 662 «О допустимости соглашений властей с бизнесом для стабилизации цен на социально значимые товары» и могут применяться при необходимости. Ведомство также напомнило, что регионы должны уведомлять ФАС о заключении таких соглашений в течение пяти рабочих дней.

Сокращение параллельного импорта
Минпромторг планирует уменьшить долю бытовой химии и косметики в перечне товаров, разрешенных для параллельного импорта. Как сообщил заместитель министра Роман Чекушов, приказ об изменениях может быть подписан в ближайшее время (изначально планировался до конца марта). Основная цель — исключить из перечня те товары и бренды, которые успешно заместили.
С того момента, как правительство разрешило ввоз оригинальных иностранных товаров без согласия правообладателей, этот список в основном расширяли, чтобы компенсировать уход зарубежных компаний и насытить рынок. Со временем многие бренды перезапустили в России уже в виде локализованной продукции, к тому же вырос объем локальных производителей, что создало достойную замену продукции, которую ввозили по каналу параллельного импорта, рассказывает советник Наталья Тотахеваге. И зачастую такая локально произведенная продукция полностью отвечает потребностям российских потребителей как по качеству, так и по цене.

Это подтверждает, что правительство закономерно сокращает количество иностранных брендов для параллельного импорта, чтобы у российских и локализованных товаров было больше перспектив для сбыта внутри страны. Особенно это актуально для косметики и бытовой химии, где отечественная продукция успешно вытесняет зарубежную.
Тем не менее Тотахеваге считает, что исключение иностранных брендов из перечня товаров для параллельного импорта может поддерживать и параллельный тренд по возврату иностранных бизнесов в России, который правительство будет поощрять. Бренды, исключенные из списка, снова можно будет защищать при импорте, что, возможно, стабилизирует их цены при импорте.
Регламент контроля в закупках
ФАС опубликовала проект нового Регламента ведомственного контроля в сфере закупок, который заменит действующий с 2015 года. Документ определяет особенности планирования проверок, их проведение и оформление результатов. При выявлении нарушений комиссия должна будет разработать план устранения проблем, а проверяемое лицо — отчитаться о его выполнении. Общественное обсуждение проекта завершат 10 апреля.
Ограничение «глубоких скидок» на маркетплейсах
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предложила ФАС ограничить инвестиции маркетплейсов в скидки, утверждая, что это дает им неконкурентное преимущество. По данным АКОРТ, доля маркетплейсов на рынке непродовольственной розницы с 2021 по 2023 год выросла более чем в три раза и в 2024 году превысила 28%. Ассоциация считает, что маркетплейсы демпингуют, выставляя низкие цены за счет вложений платформ, а это может привести к исчезновению конкуренции.
По словам советника Юлии Кузьменко, эта инициатива продолжает тренд о повышении внимания к практикам маркетплейсов и об их оценке с позиции антимонопольного законодательства. Регуляторы изучают, как эти платформы используют свою рыночную власть.
В феврале ФАС выдала предупреждения Ozon и Wildberries, потребовав согласовывать скидки с продавцами товаров. Это требование возникло из-за изменений в условиях акций: многие товары автоматически добавляли в распродажи, а скидки устанавливали без согласия продавцов. Маркетплейсам было предписано создать условия, при которых участие в скидочных мероприятиях, в том числе и автоматических, возможно только с согласия продавца. Подала жалобу и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, заявив, что маркетплейсы устанавливают не конкурентно низкие цены на электронику.
Инициатива АКОРТ направлена на борьбу с ценовым демпингом и создание прозрачного механизма участия в распродажах и предоставления скидок. Но при введении ограничений на «глубокие скидки» на маркетплейсах важно учитывать следующие аспекты:
- координация действий регуляторов — для создания согласованной нормативно-правовой среды;
- уклон в сторону защиты прав потребителей — для обеспечения справедливого ценообразования, высокого качества товаров и стандартов обслуживания, что ключевая задача антимонопольного регулирования.

ФАС предстоит детально изучить практики маркетплейсов по «глубоким скидкам», чтобы установить, действительно ли это антиконкурентные практики ценового демпинга. Если это подтвердится, такие недобросовестные практики могут признать злоупотреблением доминирующим положением.
Унификация торгов
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единый порядок проведения торгов на право получить доступ к государственному и муниципальному имуществу. Документ, как заявил заместитель руководителя ФАС Геннадий Магазинов, повысит уровень конкуренции, сделает объекты более доступными и открытыми для покупателей. Еще законопроект позволит снизить издержки участников благодаря переводу торгов в электронную форму и обяжет предоставлять информацию о заключенных договорах в ГИС «Торги».
Регулирование малых закупок
Минфин предложил унифицировать и малые закупки и установить единые правила для их проведения. Согласно законопроекту, малые закупки будут проходить по принципу маркетплейса, где поставщики загружают предложения, а система автоматически подбирает лучшие для заказчика. Из всех предложений будут отобраны три, которые передают в единую систему закупок для выбора победителя. Законопроект должен упростить процедуры, так как сейчас в малых закупках нет единого регулирования.
Механизм концессий
Антимонопольное ведомство предложило изменить механизм концессий для привлечения частных инвестиций. Руководитель ФАС Максим Шаскольский отметил, что текущие концессионные инициативы не предполагают организацию конкурсов, и это ограничивает их эффективность. Ведомство считает, что нужно заменить частные инициативы конкурсом с возможностью заключения договоров с единственным участником. Это ускорит процесс и повысит дисциплину. Кроме того, ФАС планирует расширить концессии на городской транспорт и реконструкцию автовокзалов в качестве эксперимента.
Заявку нужно рассматривать только на условиях, указанных в документации
«Россети» проводили конкурс на разработку программы инновационного развития до 2035 года. От участников требовали предоставить базы данных или программы для ЭВМ по четырем направлениям: промышленные инновации; проекты энергосбережения; типовые проекты энергосбережения; промышленность и энергетика регионов России.
Одному из участников отказали из-за несоответствия представленных программ. Но антимонопольные органы установили, что заказчик не прописал в документации порядок анализа программ и их соответствия требованиям закупки. Вместо этого «Россети» по собственному усмотрению посчитали предложенное ПО не соответствующим требованиям. ФАС признала жалобу обоснованной и обязала пересмотреть заявки. Заказчик оспорил решение, но суды трех инстанций подтвердили его законность, указав: требования к оценке заявок должны быть четко сформулированы и не допускать субъективного толкования (дело № А40-35938/2024).
Нельзя включать третейскую оговорку в договор закупки
«Русская бизнес-компания» подала жалобу на «Объединенную двигателестроительную корпорацию» из-за включения в проект договора (в рамках закупки) условия о рассмотрении споров исключительно в третейском суде. Антимонопольщики посчитали, что такая оговорка нарушает закон о закупках, поскольку не предусматривает альтернативного выбора подсудности, ограничивая право сторон на обращение в государственный суд.
Не согласившись, заказчик обратился в суд (дело № А40-21016/2024). По мнению ОДК, условие о третейской оговорке не ограничивает конкуренцию и не нарушает принципы закона о закупках. Ее прописали, чтобы сохранить конфиденциальность спора в связи с введенными против компании санкциями. Но суды не посчитали это довод убедительным.

Круглый стол по конкуренции на фармрынке
В Казани прошел Международный круглый стол по конкуренции в фармацевтической отрасли с участием представителей антимонопольных ведомств и экспертов из 20 стран. Участники обсудили регулирование цен, борьбу с картелями и патентное законодательство. ФАС представила механизм принудительного лицензирования, позволяющий выпускать лекарства без согласия правообладателей, что ранее применялось в отношении «Ремдесивира» и «Семаглутида». Еще обсуждали систему регулирования цен на жизненно важные препараты, основанную на международных индикаторах и анализе стоимости аналогов. Вопросы государственных закупок затронули тему патентных ограничений: ведомство предложило учитывать их при регистрации аналогов лекарств.
Пилотный проект ФГИС «Тариф» в регионах
В этом году ФАС запустит в пилотном режиме федеральную государственную информационную систему «Тариф» в некоторых регионах. Первые соглашения о тестировании сервиса подписали с тарифными регуляторами Татарстана и Челябинской области. Систему будут использовать, чтобы регулировать тарифы на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и обращение с отходами. Проект разрабатывают совместно с Минцифры на платформе «Гостех». Он будет направлен на цифровизацию тарифного регулирования, включая мониторинг инвестиционных программ в сфере ЖКХ. Ожидается, что проект снизит нагрузку на региональные органы власти и компании.
Цифровизация лесной отрасли
Антимонопольная служба сообщила о дополнительных мерах по цифровизации лесной отрасли, которые помогут снизить административную нагрузку на лесозаготовителей и повысить прозрачность торгов. Совместно с Минпромторгом, Минприроды и Рослесхозом ведомство внедрило автоматическую передачу данных о сделках с древесиной с бирж в Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса. Это позволило отменить двойное декларирование и повысить ликвидность организованных торгов.
Кроме того, ФАС и другие ведомства обсуждают установление минимальной величины реализации лесоматериалов на биржах и разрабатывают методику для формирования отечественных ценовых индикаторов на древесину.
Итоги антимонопольного форума
На антимонопольном форуме Объединения корпоративных юристов представители ФАС рассказали о последних изменениях в сфере:
- Разрабатываются поправки к закону «О защите конкуренции», включая усиление ответственности за нарушения и распространение регулирования на цифровые рынки.
- Запущена ГИС «Антикартель», использующая искусственный интеллект для анализа данных о картельных сговорах. Ожидается принятие закона о ее правовом статусе.
- ФАС продолжает контроль за маркетплейсами Ozon и Wildberries, требуя прозрачных условий акций и скидок для продавцов.
- Добровольные ценовые соглашения уже охватывают 50 регионов и более 14 000 компаний, включая ретейлеров электроники и школьных товаров.
Кроме того, ведомство продолжает системно мониторить цены, добровольные обязательства бизнеса и антимонопольное регулирование в сфере IT и онлайн-торговли.
Монополия «Почты России» на рынке e-commerce
Глава ФАС заявил, что ведомство не поддержит предложение «Почты России» стать единственным оператором электронной торговли. По его словам, компанию нужно поддерживать, но не за счет ограничения конкуренции. Ранее «Почта России» предложила ужесточить условия включения юрлиц в реестр операторов e-commerce, чтобы направить весь поток товаров через свои мощности. Компания представила дорожную карту внедрения нового статуса, оценив необходимые инвестиции в 300 млн руб. и прогнозируя дополнительную выручку в 67,2 млрд руб. до 2030 года. Сейчас инициативу обсуждают с участниками рынка.