Как государство собирается регулировать маркетплейсы

Как государство собирается регулировать маркетплейсы
Иллюстрация: recraft.ai

В России появится первый отдельный закон о цифровых платформах — Госдума рассмотрит его сегодня, 9 июля. Законопроект вводит единые правила для цифровых платформ, определяя термины и требования к договорам с партнерами и стандарты работы с товарами, акциями и спорами. Он четко разграничивает, за что отвечает сама платформа, а за что — продавец, включая маркировку, сертификацию и оборот ограниченных товаров. Особое внимание уделено пунктам выдачи заказов — уникальной российской инфраструктуре, которая сближает клиентов с товарами и поддерживает малый бизнес.

Госдума готовится рассмотреть законопроект о платформенной экономике — первый в России нормативный акт, который устанавливает единые правила работы цифровых платформ. Инициативу внесли в парламент 3 июля.

Законопроект закрепляет базовые понятия отрасли: «платформенная экономика» и «цифровая платформа» — и вводит термин «посредническая цифровая платформа» (ПЦП). Он относится к маркетплейсам и другим сервисам, через которые пользователи заключают сделки и оплачивают товары или услуги. Такие площадки должны будут зарегистрироваться в специальном реестре. Его создаст и будет вести уполномоченный правительством орган.

Опыт других стран

В последние годы платформенное регулирование стало глобальным трендом. Страны выстраивают собственные модели контроля за цифровыми сервисами и стремятся найти баланс между интересами пользователей, партнеров и самих платформ. При этом вместо универсальных подходов, ранее применявшихся в торговле или телекоммуникациях, законодатели разрабатывают новые нормы, учитывающие особенности бизнес-модели цифровых посредников.

Антимонопольному регулированию в России — 35: что дальше?

В 2022 году Евросоюз выстроил двухуровневую модель. Digital Services Act устанавливает обязанности платформ по борьбе с незаконным контентом, защите прав пользователей и прозрачности алгоритмов. Digital Markets Act регулирует действия крупнейших игроков цифрового рынка — так называемых вратарей (gatekeepers), ограничивая возможность навязывать собственные сервисы, приоритизировать их в поисковой выдаче и препятствовать конкуренции. Эти нормы применяются как к торговым, так и к контентным платформам, включая соцсети, маркетплейсы и поисковые системы.

Китай использует комплексный подход. Регулирование платформ основывается на ряде нормативных актов, постановлений и антимонопольных мер, которые направлены на защиту персональных данных и запрет дискриминации продавцов. Другая их цель — добиться прозрачности алгоритмов и «справедливого распределения дохода» между платформой и ее партнерами. Так, в мае были опубликованы руководящие стандарты, обязывающие маркетплейсы соблюдать принципы прозрачности при взимании комиссий (Guidelines for Online Transaction Platforms’ Compliance in Charging Fees), рассказывает юрист Digital & Analogue Partners Александра Сокольникова. Платформы должны четко информировать продавцов о структуре всех сборов, включая комиссии, плату за продвижение, размещение, маркетинг и заранее уведомлять о любых изменениях условий оплаты.

Регулирование в России

Изначально во время обсуждения регулирования маркетплейсов на них предлагали распространить нормы закона «О торговле», приравняв цифровые платформы к традиционным ретейлерам. Но от этой идеи отказались, поскольку бизнес-модели и механизмы взаимодействия с участниками рынка в корне различаются.

Во-первых, закон «О торговле» в первую очередь охватывает оборот продовольственных товаров, тогда как большинство маркетплейсов работают с непродовольственным сегментом, на который эти нормы не рассчитаны. Во-вторых, платформа — это не продавец, а посредник. Она не закупает товары, а сводит продавцов и покупателей, создавая условия для сделки. В традиционной торговле барьеры для входа в бизнес высоки: места на полках ограничены, а условия диктуют крупные сети. Это создавало дисбаланс, потому что поставщики зависели от ретейлеров и были вынуждены идти на невыгодные условия. Именно поэтому законом «О торговле» ограничили посреднические схемы. У маркетплейсов все иначе: они дают продавцам доступ к широкой аудитории без ограничений «полочного пространства». Электронная витрина практически безгранична, а вход на рынок доступен даже небольшим продавцам.

Регулирование маркетплейсов в России отражает глобальный тренд на введение дополнительных требований к цифровым платформам на стыке законодательства о защите прав потребителей и конкурентного права. С одной стороны, российский законопроект направлен на формирование справедливых условий на рынке, выгодных как продавцам, так и платформам. С другой — он отвечает задаче создания более прозрачной и безопасной онлайн-среды для пользователей с учетом стремительного развития электронной коммерции.

Александра Сокольникова, юрист Digital & Analogue Partners

В проекте законодатель учел природу цифровых посредников и особенности их работы и пошел по пути создания специальных норм для них, не прибегая к использованию норм закона «О торговле», которые не приспособлены к этой новой экономической модели. При этом законопроект не охватывает нетранзакционные платформы, такие как поисковики, соцсети, мессенджеры и видеохостинги. Не исключено, что выработать правила и для этих сервисов — следующая задача регулятора. Ведь контент, распространяемый на цифровых платформах, влияет на пользователей не меньше, чем приобретаемые ими товары и услуги.

Ключевые нормы законопроекта

В документ вошло более 50 норм, охватывающих ключевые аспекты работы цифровых платформ. В карточках — основные из них.

1
Договор между платформой и продавцом

Что предлагают
Законопроект закрепляет перечень обязательных условий, которые платформа должна включить в договор с продавцом. Там должны быть прописаны:

  • права и обязанности сторон;
  • условия размещения информации о товарах;
  • порядок заключения сделок;
  • способы расчетов;
  • ответственность и основания прекращения договора.

Как сейчас
Условия взаимодействия платформ и продавцов определяют в индивидуальных публичных офертах или договорах, разработанных платформами. Эти документы различаются по структуре, объему прав платформы, условиям вывода средств, порядку прекращения размещения товаров и другим параметрам.

2
Обязанность внедрить досудебное урегулирование

Что предлагают
Обязать платформы внедрить механизм досудебного урегулирования споров с партнерами-продавцами. В законопроекте предлагают закрепить:

  • минимальные сроки ответа;
  • обязанность рассматривать претензии в электронном виде;
  • обязанность информировать пользователя о результатах.

Как сейчас
Многие платформы используют добровольные процедуры рассмотрения жалоб, например через личный кабинет или колл-центр. Но обязательного механизма, регулируемого законом, нет. Ответ может зависеть от внутренних правил, сроков или доступности персонала.

3
Передача данных о продавцах в ФНС

Что предлагают
Закрепить обязанность для цифровых платформ передавать в налоговые органы сведения о продавце. Это бланкетная норма — конкретные требования появятся позже в подзаконных актах. 

Как сейчас
В настоящий момент параметры систематической передачи таких данных не закреплены. Налоговые органы уже могут запрашивать у площадок сведения о продавцах в рамках действующих процедур налогового контроля. Кроме того, с этого года запустили пилотный проект информационного обмена между крупнейшими площадками и ФНС.

4
Гарантии для продавцов

Что предлагают
Установить сроки для предварительного уведомления партнеров об изменении условий договоров, запретить блокировать карточки товаров или личные кабинеты без серьезных оснований, устанавливать право продавца отказаться от участия в акциях (снижения цены на его товар за его счет).

Как сейчас
Платформы формируют публичные оферты и регламенты самостоятельно, могут менять их в одностороннем порядке, уведомляя продавцов за 1–2 недели до вступления в силу изменений. Возможности у продавцов оспорить блокировку предусмотрены договорами, но в законодательстве такое право не закреплено, что приводит к проблемам со сроками оспаривания.

Согласно законопроекту, платформа должна предоставлять доступ на принципах прозрачности, недискриминации и свободного доступа. Продвижение за счет платных опций допустимо, но только при равных условиях для всех партнеров и при соблюдении нейтральности поисковой выдачи, поясняет Сокольникова. 

Руководитель направления ценообразования КА Delcredere Мария Меркулова отмечает, что маркетплейсам придется раскрывать принципы ранжирования (объяснять, какие метрики влияют на выдачу товара) и соблюдать эти принципы. И если на ранжирование возможно повлиять с помощью платных механизмов, то такая опция должна были доступна всем продавцам.

5
Проверка маркировки и документов

Что предлагают
Обязать платформы предоставлять техническую возможность продавцам размещать информацию о том, что они зарегистрированы в ГИС МТ, а их товары:

  • подлежат маркировке;
  • сопровождаются разрешительными документами, если это требуется (регистрационное удостоверение, сертификат соответствия, санитарное заключение).

Речь идет о БАДах, медицинских изделиях, пищевых продуктах, одежде, обуви, парфюмерии и продукции другой легкой промышленности. То есть о товарах, подлежащих обязательной маркировке и включенных в систему «Честный знак».

При этом платформы будут интегрировать с государственными информационными системами, с помощью которых можно проверять достоверность представленной продавцом информации.

Как сейчас
Сейчас маркетплейсы полноценно участвуют в обороте маркированных товаров при реализации товаров через их склады. В будущем даже при реализации товаров в обход складов маркетплейса в карточках таких товаров появится указание на регистрацию продавца в ГИС МТ.

По словам Меркуловой, законопроект предусматривает две обязанности оператора: разработать функционал для размещения сведений о маркировке — подразумевается, что в карточку товара добавят графу «Маркировка». Вторая — проверка регистрации продавца в ГИС по маркировке, которая будет проводиться автоматически.

Маркетплейс не обязан проверять сам товар на предмет физического нанесения маркировки. Презюмируется, что если продавец внесен в ГИС по маркировке, то товар будет промаркирован.

Мария Меркулова, руководитель направления ценообразования КА Delcredere

Того же мнения Сокольникова. «От платформ ожидается не ручная проверка каждой позиции, а системное выполнение своих обязанностей через интерфейс, архитектуру, уведомления и автоматические фильтры», — отмечает эксперт. Именно такое толкование позволяет обеспечить разумный баланс между технической реализуемостью и защитой прав потребителей.

6
Ответственность за исполнение обязательств продавца

Что предлагают
Если платформы не исполнят свои обязанности по закону о платформенной экономике, они будут нести ответственность перед потребителем. При этом, если маркетплейс отработал корректно, а продавец представил недостоверные документы или товар плохого качества, ответственность будет лежать, как и прежде, на продавце. Платформа обеспечит покупателю возможность предъявить требования продавцу через сам сервис.

Как сейчас
Платформа отвечает перед потребителем за публикацию недостоверной или неполной информации о товаре, если платформа изменяет информацию о товаре, которую дает продавец.

7
Срок вступления в силу

Что предлагают
Установить, что закон вступит в силу с 1 марта 2027 года. Ранее в публичных обсуждениях фигурировали более ранние сроки — были варианты и с 1 сентября 2025 года, и с 1 марта 2026 года. Но чтобы обеспечить возможность полноценного внедрения новых правил в практику платформ, срок продлили.

Новости партнеров

На главную