Репортаж
20 мая 2025, 9:57

Антимонопольному регулированию в России — 35: что дальше?

Антимонопольному регулированию в России — 35: что дальше?
Юбилей антимонопольного регулирования в России стал поводом не только для подведения итогов, но и для обсуждения будущих задач и в национальной повестке, и на уровне ЕАЭС и БРИКС+. На сессии, посвященной 35-летию антимонопольного регулирования, выступили представители ФАС, Госдумы, ведущих юрфирм, академического сообщества, бизнеса и зарубежных регуляторов. Главные темы — вызовы цифровой экономики, ресурсы службы, международное сотрудничество и новые форматы правоприменения.

Достижения и текущие проблемы

Сессию открыл заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов. Во вступительной речи он напомнил, с чего все начиналось, — с идей перестройки и стремления реформировать плановую экономику в сторону состязательности и конкуренции. 

35 лет мы росли, учились, добивались успехов. Но сегодняшняя конференция не для того, чтобы праздновать прошлое. Я хочу, чтобы мы смотрели вперед: чего сейчас не хватает в политике, законодательстве, в нашей работе? Каковы приоритеты? Что нужно, чтобы система конкуренции соответствовала вызовам времени?

Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС

Заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский подчеркнул, что за 35 лет институты конкурентного права не только сохранились, но и прошли важные этапы эволюции — от появления оборотных штрафов до включения в повестку цифровых платформ и торговых алгоритмов. В 2023 году служба получила дополнительные полномочия по регулированию крупных IT-компаний, но впереди еще много задач: устранить пробелы в регулировании агрегаторов, прояснить статус иммунитетов в сфере ИС, расширить меры воздействия.

Отдельно Пузыревский остановился на подготовке новых кадров. В стране действуют 43 кафедры конкурентного права, а при ФАС создан научно-методический совет. По его мнению, именно выпускники профильных магистратур пополняют кадры как в службе, так и в юридическом консалтинге, а без научных экспертных знаний невозможно качественно развивать правовое регулирование.

О нехватке ресурсов ФАС говорил Андрей Лисовских, зампред комитета Госдумы по конкуренции. По его словам, службе не хватает ни штата, ни инструментов, ни процессуальной гибкости, чтобы эффективно реагировать на нарушения на крупных рынках. Сегодня служба может возбуждать лишь 10–20 дел в год, тогда как для эффективного воздействия на участников рынка, особенно в случае с сетями-нарушителями, требуются десятки тысяч таких дел.

Сейчас за нарушение при проверке — штраф 1 миллион руб. А что такое один миллион для сети, у которой оборот 500 миллиардов? Ничего.

Андрей Лисовских, заместитель председателя Комитета Госдумы Федерального Собрания по защите конкуренции

Лисовских указал, что такие штрафы не сопоставимы с объемами прибыли крупнейших сетей и не создают достаточной мотивации соблюдать закон. Он предложил пересмотреть правила возбуждения дел и поддержать антимонопольную службу как в расширении полномочий, так и в кадровом обеспечении. «Если у нас будет сильная антимонопольная служба, то будет и сильная экономика», — подчеркнул зампред.

Тренды и риски

По мнению руководителя направления ценообразования антимонопольной практики МГКА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании Марии Меркуловой, в ближайшие 5–10 лет можно будет наблюдать два ключевых тренда. Первый из них коснется работы антимонопольных органов и затронет: 

  • автоматизацию процессов выявления нарушения. Меркулова отмечает, что уже сейчас антимонопольный орган вносит поправки в закон, чтобы использовать результаты работы сервиса «Антикартель» для выявления признаков картельного сговора. Поэтому, скорее всего, будут внедрены и иные механизмы, например для автоматизированного расчета рыночных индикаторов в делах о злоупотреблении доминирующим положением. В итоге все процессы, связанные с обработкой массива данных, типовых расчетов постепенно переключат на технологии. 
  • стандартизацию работы антимонопольных органов. Сейчас ФАС стремится привести торговые процедуры к единому стандарту, далее, вероятно, будут затронуты стандарты ведения антимонопольных дел, отказ от бумажного делопроизводства, автоматизированные сервисы по рассмотрению ходатайств о согласовании сделок. 

Второй тренд — регулирование маркетплейсов. Постепенно будет складываться практика в отношении транзакционных платформ. ФАС, скорее всего, откажется от затратного метода анализа цен, но вместо него появится новый подход с фокусом на стоимости привлечения и удержания пользователей.

Мария Меркулова, руководитель направления ценообразования антимонопольной практики МГКА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании

Партнер Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Энергетика 1место По выручке 1место По количеству юристов 5место По выручке на юриста Профайл компании Евгений Большаков напомнил, что в некоторых случаях российская ФАС опережала регуляторов Евросоюза. Пример — дело против Google 2015 года, когда компания была обязана предоставить пользователю выбор поисковиков. В ЕС подобная норма появилась только спустя семь лет. Он также привел в пример дела против Microsoft и «Яндекса», где ФАС выступала не только как надзорный орган, но и как медиатор и драйвер рыночных решений.

Большаков затронул и стратегические риски демпинга со стороны маркетплейсов: крупные игроки могут искусственно снижать цены, временно работая себе в убыток. Это разрушает конкуренцию и приводит к зависимости от одного канала продаж.

Такие стратегии, когда крупнейшие игроки работают себе в убыток и тратят на продвижение больше, чем зарабатывают, носят временный характер, и со временем они прекратятся. Вопрос в том, с каким рынком мы останемся, когда это случится.

Евгений Большаков, партнер Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Энергетика 1место По выручке 1место По количеству юристов 5место По выручке на юриста Профайл компании

О системных реформах говорил Денис Гаврилов, замзавкафедрой конкурентного права МГЮА. Он выделил три приоритета: регулирование цифровых платформ, отказ от иммунитетов в сфере ИС и развитие мягких форм правоприменения. Последнее, по его словам, особенно важно для сложных и экономически чувствительных дел, где штраф не всегда эффективен.

Эффективное антимонопольное регулирование невозможно без постоянного и открытого диалога с бизнесом. Руководитель управления корпоративных отношений «Группы Черкизово» Вачакан Кацалов подчеркнул, что антимонопольная политика должна строиться на доверии и понятных правилах игры. В качестве удачного примера он привел дело о коллективном доминировании, когда компании удалось добиться сбалансированного решения и вывести продукцию на биржу. Эксперт предложил активнее развивать отраслевые комитеты при ФАС, привлекать в них инхаусов и корпоративных юристов — только так можно вырабатывать жизнеспособные регуляторные механизмы.

Конкуренция на зарубежных рынках

О наднациональном аспекте конкуренции рассказал министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Максим Ермолович. Он напомнил, что в 2024 году антимонопольной системе ЕАЭС исполнилось десять лет. Сегодня она охватывает мониторинг законодательства, предупреждения, согласование регулирования цифровой экономики и ИИ. Важный инструмент — механизм мотивированных представлений, по которым национальные органы информируют ЕЭК о трансграничных рисках.

Особенно важно выработать единые подходы к оценке регулирования цифровых сфер и сферы инвестиций. Мы договорились с коллегами из ФАС, что будем изучать эффективные практики применения искусственного интеллекта в работе антимонопольных органов, смотреть, что меняется в этой части и разрабатывается у наших коллег в Евразийском союзе и в странах-наблюдателях.

Максим Ермолович, министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК

Алексей Иванов, директор Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС НИУ ВШЭ, призвал смотреть шире: за 35 лет антимонопольное право стало глобальным, но шаблонным. Сейчас, по его мнению, нужен новый тип регулирования, способный учитывать вызовы цифровой экономики и монополизацию через платформы и логистику. Он предложил развивать институциональные решения: классовые иски, специализированные суды и международную кооперацию. 

Инвестиции в странах БРИКС: как инвестору защитить активы

Представители Китая и Малайзии обозначили приоритеты своих антимонопольных ведомств и подтвердили готовность к сотрудничеству в рамках БРИКС+. Директор отдела антимонопольного правоприменения Главного государственного управления по надзору за рынком КНР Цзихэн Ван отметил, что Китай усиливает контроль за нарушениями в ключевых секторах — от фармацевтики и транспорта до цифровой экономики. Параллельно страна модернизирует антимонопольное законодательство и наращивает международные связи: в прошлом году они подписали четыре меморандума о сотрудничестве и провели переговоры с 12 странами.

Член комиссии по конкуренции Малайзии Русман бин Абу Самах предложил укреплять взаимодействие с ФАС через совместные исследования, особенно в сфере цифровых и продовольственных цепочек. Он подчеркнул: «Сотрудничество — не миссия, а необходимость».

Глава Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг указал на давнее взаимодействие ассоциации с российским антимонопольным ведомством. По его словам, сотрудничество продолжается и в условиях геополитической турбулентности: бизнес участвует в обсуждении цифровых регуляторных пакетов, реформ отраслей и новых норм в отношении маркетплейсов. Так, спикер подчеркнул важность диалога и совместной работы, в частности, над шестым антимонопольным пакетом.