Во время открытого заседания Совета по совершенствованию третейского разбирательства представители Минюста и арбитражных центров из разных стран обсудили российскую концепцию создания Международного инвестиционного арбитражного центра.
Заместитель министра юстиции Константин Панферов рассказал, что в сентябре 2024 года прошло совещание представителей стран БРИКС по этому вопросу и возникли некоторые вопросы. Так, пока неясно, что будет входить в компетенцию центра и какие виды споров он будет рассматривать. Участники обсуждения предложили включить не только споры с инвесторами, но и споры между государствами. Кроме этого, нужно оценить, надо ли включать в компетенцию суда коммерческие споры. Дополнительно предложили предусмотреть другие мирные способы урегулирования споров, кроме арбитража.
Эту идею поддержала Джехад Казим, исполнительный директор DIAC. Еще она обратила внимание, что важными будут расположение центра, разнообразие национальностей арбитров и административного аппарата. Об этом сказала и специальный советник HKIAC Виктория Хандримайло. Текущая версия концепции предполагает, что в высший орган суда входит по одному представителю из стран БРИКС. Но, по мнению Хандримайло, в нем должны быть представлены все участники процесса, чтобы суд максимально учитывал пожелания пользователей.
Директор Каирского центра международного коммерческого арбитража Исмаил Селим предложил передать администрирование и рассмотрение дел опытным центрам из стран БРИКС. По его мнению, это позволит сэкономить на расходах: не нужен будет новый центр и секретариат. Кроме того, такой подход снимет сомнения инвесторов, которые могут не захотеть идти в новый центр.
А генеральный секретарь Международного совета по разрешению коммерческих споров в Бахрейне Марик Полсон предупредила: создать такой суд будет очень сложно. Она объяснила, что Индия и Бразилия выступают против подобных органов, а в ООН годами идет обсуждение о создании такого же суда. Пока страны не могут даже договориться о том, где он будет находиться. С учетом этого Полсон предложила российской стороне подумать над более мягкими вариантами, например меморандумом о взаимопонимании или другим органом. Еще одна альтернатива — это использование российскими арбитражными центрами других стран как мест арбитража.