«Пятым антимонопольным пакетом» в закон «О защите конкуренции» ввели новую норму — ст. 10.1 («Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой»). Она позволяет признать монополию, когда доля сделок на определенном товарном рынке, совершенных через цифровую платформу, превышает 35%. Но с применением этой нормы есть сложности, считает Наталья Коростелева, партнер, руководитель практики антимонопольного права
35% — это слишком высокий порог, отметила она. К тому же есть проблемы с администрированием таких сделок: платформы по-разному определяют их стоимость, а потому их сложно сопоставить. «Хорошая новость в том, что норма работает. ФАС ее применяет, и мы видели две волны предупреждений в отношении маркетплейсов», — пояснила она.
«Действующие инструменты антимонопольного контроля ограничены, и вряд ли регулирование может оставаться с тем уровнем покрытия, которое есть сейчас. Регулирование должно трансформироваться», — считает Коростелева. Она призвала посмотреть мировой опыт. Ведущие юрисдикции в дополнение к общим запретам предусматривают или разрабатывают специальные антимонопольные требования для крупных цифровых платформ.
«Если мы хотим защитить конкуренцию, и ограничить цифровые платформы в их недобросовестных практиках, то целесообразно и в законопроект «О платформенной экономике» включить требования к крупным цифровым платформам с пониженным порогом регулирования — 25% от объема сделок. И предусмотреть для этих крупных платформ специальные антимонопольные требования», — отметила Коростелева.
Одним из них может стать запрет на ненадлежащее цифровое поведение платформы, например на демпинг, то есть на практику глубоких скидок, и на необоснованное повышение цен.
9 трлн руб. составил объем электронной коммерции за 2024 год, рост — 40%. Такие данные привел Сергей Пузыревский, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС. «Не реагировать на это невозможно», — отметил эксперт. По его словам, нужно не препятствовать, но правильно антимонопольно регулировать этот рынок.