Новости ПМЮФ
21 мая 2025, 13:23

На ПМЮФ предложили запретить маркетплейсам занижать цены

Для крупных цифровых платформ нужно предусмотреть специальные антимонопольные требования, например запретить необоснованно снижать или завышать стоимость товаров. Такое мнение высказали в рамках сессии «Эпоха маркетплейсов: право или технологии?»

«Пятым антимонопольным пакетом» в закон «О защите конкуренции» ввели новую норму — ст. 10.1 («Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой»). Она позволяет признать монополию, когда доля сделок на определенном товарном рынке, совершенных через цифровую платформу, превышает 35%. Но с применением этой нормы есть сложности, считает Наталья Коростелева, партнер, руководитель практики антимонопольного права Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Энергетика 1место По выручке 1место По количеству юристов 5место По выручке на юриста Профайл компании

35% — это слишком высокий порог, отметила она. К тому же есть проблемы с администрированием таких сделок: платформы по-разному определяют их стоимость, а потому их сложно сопоставить. «Хорошая новость в том, что норма работает. ФАС ее применяет, и мы видели две волны предупреждений в отношении маркетплейсов», — пояснила она.

Независимый юррынок: как реформировать профессию на примере стран БРИКС

«Действующие инструменты антимонопольного контроля ограничены, и вряд ли регулирование может оставаться с тем уровнем покрытия, которое есть сейчас. Регулирование должно трансформироваться», — считает Коростелева. Она призвала посмотреть мировой опыт. Ведущие юрисдикции в дополнение к общим запретам предусматривают или разрабатывают специальные антимонопольные требования для крупных цифровых платформ.

«Если мы хотим защитить конкуренцию, и ограничить цифровые платформы в их недобросовестных практиках, то целесообразно и в законопроект «О платформенной экономике» включить требования к крупным цифровым платформам с пониженным порогом регулирования — 25% от объема сделок. И предусмотреть для этих крупных платформ специальные антимонопольные требования», — отметила Коростелева. 

Одним из них может стать запрет на ненадлежащее цифровое поведение платформы, например на демпинг, то есть на практику глубоких скидок, и на необоснованное повышение цен.

9 трлн руб. составил объем электронной коммерции за 2024 год, рост — 40%. Такие данные привел Сергей Пузыревский, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС. «Не реагировать на это невозможно», — отметил эксперт. По его словам, нужно не препятствовать, но правильно антимонопольно регулировать этот рынок.