Технологизация работы позволила ФНС получить в распоряжение структурированный массив данных, который позволяет выявлять те или иные болевые точки в отношениях с плательщиками. Это помогает развивать конструктивный диалог при разрешении споров между налоговыми органами и компаниями. Один из заметных результатов такого подхода — стало меньше налоговых споров в судах, обратил внимание доцент кафедры административного и финансового права СПбГУ Сергей Овсянников. Он подчеркнул, что вообще для налогоплательщика важна прежде всего правовая определенность: хочется заранее четко понимать, сколько придется заплатить государству.
Если говорить об инструментах улаживания конфликтов в обсуждаемой категории споров, то стоит выделить соглашение по фактическим обстоятельствам, которое налоговый орган заключает с налогоплательщиком. Эффективнее всего использовать этот институт на стадии проверки, когда налоговики составили акт и высказали свою позицию, посоветовала Людмила Андриянова, председатель первого административного судебного состава Арбитражного суда Республики Татарстан.
Еще один вариант — задействовать медиацию. Замруководителя ФНС Виктор Бациев поделился личными впечатлениями от наблюдения за медиационным процессом. Он подчеркнул, что сначала были сомнения: зачем нужен еще какой-то отдельный переговорщик между сторонами? Но на практике оказалось, что этот инструмент работает. По словам Бациева, профессиональный медиатор эффективно помогает устранить недопонимание между налоговиками и налогоплательщиками во многих обстоятельствах. «Специалист налаживает диалог между нами, помогая прийти к быстрому компромиссному решению», — пояснил он.

Конфликтность заложена в человеческой природе, мы от нее никуда не денемся, но до крайностей доводить это все же не стоит.