В обсуждениях цифровизации нужно помнить о верховенстве права. Закон должен быть доступен и фундаментален для любого демократического общества, и сегодня цифровые технологии становятся неотъемлемой частью этой основы, обеспечивают прозрачность и доступность правосудия.
В 2020 году в Верховном суде я впервые применил цифровые технологии, когда начал онлайн-трансляции. После нас их начали внедрять и другие суды Индии в разных штатах. Сейчас мы стремимся снизить нагрузку на судебную систему, и цифровые инструменты в значительной степени помогают нам в этом.
У нас в стране 22 официальных языка, что создает сложности. Сейчас мы используем ИИ для перевода дел, чтобы обеспечить равный доступ к правосудию для всех, независимо от языка.
Мы запустили онлайн-курсы для судей и судебных приставов, и многие уже прошли это обучение. Сегодня у нас есть система, которая позволяет подавать иски в цифровом формате, проводить разбирательства и управлять документооборотом в электронном виде, что заметно ускоряет работу судов. ИИ применяется и в исследовательской, и в управленческой части, например для классификации дел, автоматизации процессов. У нас пока нет единого стандарта применения, но мы готовы к совместному обсуждению и выработке правил.
Мы используем технологии, которые эффективны не только по времени, но и по стоимости, и это принципиально важно для Индии. Наши бюджеты ограничены, как и во многих странах Глобального Юга, поэтому мы стремимся создавать доступные решения.
Мы не можем слепо копировать западные подходы — нам нужно создавать свою систему ценностей и стандартов. Технологии должны работать во имя справедливости. ИИ должен помогать вести отчетность и документооборот, но не влиять на судебные решения.
Сегодня мы еще раз услышали, что во всем мире применяют ИИ, но вместе с этим звучит вопрос: как установить контроль и мониторинг за тем, что делает такой интеллект? Как предупредить нарушение закона с помощью ИИ? Это серьезная тема. Надеюсь, что страны Глобального Юга, включая Индию и Россию, будут не только использовать искусственный интеллект, но и вырабатывать собственные стандарты его применения.
Но судья — это всегда человек.