Начальник отдела обеспечения представительства РФ в организациях международного торгового права правового департамента Минэкономразвития Юлия Драгунова рассказала о двух направлениях реформы международного инвестиционного арбитража, которые сейчас обсуждают в Комиссии ООН по международной торговле.
Так, есть два варианта — структурный и процессуальный (точечный). В первом случае предлагают полностью уйти от действующей системы и создать новую. Например, ЕС выступил с инициативой учредить международный инвестиционный суд. Минусы этого предложения в том, что в новом институте не будет всех преимуществ арбитража: стороны не смогут сами выбирать арбитров и форум, а решения будут приводить в исполнение автоматически.
Еще в рамках стратегического варианта предлагают создать апелляционный механизм. Сейчас по одним и тем же обстоятельствам разные трибуналы приходят к противоположным решениям и в разбирательствах нет предсказуемости. Апелляционный механизм должен будет нивелировать этот риск и вероятность ошибок в арбитражных решениях. Но, по словам Драгуновой, пока неясно, будет ли это постоянно действующий институт или собираемый под конкретное дело (ad hoc).
Второе направление реформы — точечные корректировки неэффективных механизмов. Россия поддерживает именно этот вариант. В этом варианте уже удалось добиться конкретных результатов: создали Кодекс поведения арбитров, несколько документов по медиации инвестиционных споров, а в этом году планируют принять руководство по предотвращению разбирательств между инвесторами и принимающими странами.

Через 5–10 лет все эти обсуждения будут включать конкретные результаты. Поэтому уже сейчас нужно стратегически планировать и анализировать, как новые подходы и институты можно интегрировать в стратегии защиты в спорах между инвесторами и государствами.