Торговля между странами БРИКС активно развивается, и есть потенциал для наращивания сотрудничества. Но бизнес, который ведет ВЭД, сталкивается с трудностями. Между странами объединения нет единого соглашения о торговле и пошлинах, поэтому применяются общие правила каждой юрисдикции, а тарифы и фискальная нагрузка различаются. Кроме того, в некоторых странах нужно лицензировать ввезенные товары или даже открывать местную компанию, чтобы избежать проблем с расчетами. Разобрали вместе с юристами, какие обязательные платежи должен перечислять бизнес при работе со странами БРИКС и что еще стоит учитывать экспортерам.
По данным специального представителя президента по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и генерального директора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, внутренняя торговля между странами БРИКС достигла $1 трлн в 2024 году. И по оценкам экспертов, в текущем году этот показатель может стать еще больше — $1,2–1,3 трлн. Но, в отличие от Европейского союза и Евразийского экономического союза, внутри БРИКС нет соглашения, которое унифицировало бы все правила и устанавливало льготные тарифы для государств-членов. Поэтому, несмотря на большой потенциал сотрудничества, препятствиями могут стать отличия в таможенном регулировании и разные правила торговли, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности.

Внутри БРИКС нет соглашения о свободной торговле и пониженных таможенных тарифов, поэтому Россия торгует с ними на общих основаниях. Но к активной торговле со странами объединения подталкивают запреты и серьезные ограничения на ведение бизнеса между российскими и западными компаниями.
Ниже разобрали основные платежи, которые нужно будет заплатить в разных странах БРИКС, чтобы вести внешнеэкономическую деятельность.
Что нужно платить компании-импортеру
Если российская компания импортирует товары из стран БРИКС, то основные платежи нужно будет заплатить в России. Это ввозная пошлина, НДС и акцизы. Размер таможенной пошлины и акцизов всегда будет разным, потому что зависит от категории, стоимости и количества товара. Посмотреть, во сколько обойдется пошлина на определенный товар, можно в «Единой товарной номенклатуре ЕАЭС», а акцизы — в ст. 193 НК («Налоговые ставки»).
Ставка НДС тоже зависит от категории товара, который ввозит компания. Может быть 20% — это базовая ставка, по которой обычно уплачивают налог, либо 10%, если ввозят продовольственные, детские и медицинские товары (ст. 164 НК).
Чтобы не было двойного налогообложения, во всех странах БРИКС есть льготы для экспортеров. Так, в Бразилии не нужно платить НДС при вывозе товаров, а в Индии, Китае, ЮАР и ОАЭ этот налог взимается по нулевой ставке. Второй вариант позволяет экспортерам получить вычеты. Если российская компания-импортер не ведет никакой деятельности на территории страны БРИКС и не получает от нее доходов, то больше никаких налогов при экспорте из государств объединения платить не нужно, разъясняет директор департамента налогового структурирования сделок ФБК Legal Мария Семенова.
При продаже импортированных товаров компании нужно будет уплатить НДС в России еще раз. Кроме этого, налогом по ставке 25% облагают полученную прибыль. Но расходы на приобретение импортированных товаров можно учесть при расчете налоговой базы и таким образом уменьшить ее, обращает внимание советник практики таможенного права и практики коммерческого права АЛРУД Борис Остроухов.
Что нужно платить компании-экспортеру
В этом случае ситуация зеркальная: основные налоги и пошлины уплачиваются в стране назначения — одной из стран БРИКС. Так, при экспорте товаров из России нужно заплатить на месте вывозную таможенную пошлину и экспортный НДС. Ставки пошлин для конкретных категорий товаров перечислены в Постановлении Правительства от 27.11.2021 № 2068.
А НДС можно заплатить по нулевой ставке, но для этого нужно собрать все документы, которые перечислены в ст. 165 НК. Среди них — копия контракта с иностранной компанией на поставку товара и копия таможенной декларации с отметками российской таможни, через которую их вывезли.

На практике налоговая может потребовать документы, которые подтвердят вывоз товара за пределы ЕАЭС. Такое бывает, когда налоговые органы не получили соответствующие документы от таможни либо когда в них есть противоречия. Если не предоставить запрошенные документы, то нулевую ставку не подтвердят.
Кроме этого, в течение 180 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта нужно представить электронный реестр документов. Если не сделать это вовремя, то налог взыщут по общим ставкам, предупреждает советник практики международного налогового планирования BGP Litigation Элина Бурыкина. Но возможность применить нулевую ставку останется, если заявить к вычету уплаченный НДС, добавляет юрист.
При ввозе товаров в страны БРИКС на месте нужно будет уплатить таможенные пошлины, ввозной НДС и акцизы. При этом ставки и регулирование будут сильно отличаться в зависимости от страны и категории поставляемого товара, поэтому их стоит проверять индивидуально.
Большая нагрузка ложится на импортеров в Бразилии. «Совокупная налоговая нагрузка на импорт в эту страну достигает 50–100%», — рассказывает старший налоговый консультант IPN Partners Мария Василенко. В ЮАР таможенные пошлины доходят до 45%. Более того, к некоторым товарам применяются специальные антидемпинговые механизмы, которые увеличивают пошлины до 150%. Высокие таможенные сборы и в Иране — до 55%. Кроме того, в некоторых странах, например в Индии и Китае, импортные товары нужно лицензировать.
Правда, в некоторых странах БРИКС применяют и пониженные таможенные пошлины. Например, Китай в прошлом году снизил тарифы на критически важное оборудование и компоненты, лекарства и сырье для лечения некоторых видов рака и редких заболеваний, продукты питания для специальных медицинских целей и некоторые виды сельскохозяйственной продукции, перечисляет партнер практики таможенного регулирования и международной торговли BGP Litigation Александр Кирильченко. А в Индии большинство пошлин варьируется от 5 до 10%.
Хотя между странами БРИКС нет общего соглашения, есть договоры между отдельными странами, указывает партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Пепеляев Групп Александр Косов. Например, между Ираном и ЕАЭС действует соглашение о свободной торговле. По нему средняя ставка ввозной таможенной пошлины снижается с 20 до 4,5%. Это правило применяется практически ко всем товарам.
Еще действует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Это рамочный договор: он не устанавливает пониженные пошлины, но позволяет получить предварительное решение местной таможни о тарифной классификации товара и о режиме, который применят в зависимости от происхождения поставок.
Дополнительно сейчас готовится к вступлению в силу соглашение об экономическом партнерстве с ОАЭ, которое подписали в конце июня. Этот документ предполагает снижение и обнуление пошлин на определенные товары, обращает внимание Косов. Но для применения таких соглашений важно учитывать, что товары должны быть именно из договаривающихся стран, уточняет юрист. Подтвердить это можно сертификатом.

Товары из ОАЭ и ЕАЭС — это та продукция, которую там полностью произвели или достаточно переработали. Еще в качестве условия использования тарифной преференции могут устанавливать правила непосредственной закупки и прямой поставки. Задача всех этих критериев и правил — предотвратить злоупотребления, когда страна-экспортер выступает лишь транзитером.
Что еще нужно знать участнику ВЭД
⦿ Местная компания и партнеры
В некоторых случаях участнику ВЭД нужно будет открыть компанию в стране БРИКС и найти локальных партнеров для управления.

Как показывает практика, если нет местного акционера или директора, возникают сложности с открытием банковского счета. А большинство банков блокируют или закрывают счета, если операции через них проводят для транзита денег. Кроме этого, может быть требование об обязательном лицензировании товара или услуги.
Обычно российские импортеры работают с местными поставщиками, что позволяет не открывать отдельную компанию в стране БРИКС. «Это наиболее распространенный стартовый формат ведения бизнеса», — говорит Кирильченко. Чтобы обойти проблемы с расчетами, можно создать локальную закупочную фирму или встроить в цепочку поставок посредников, объясняет Семенова. Но второй вариант не всегда работает.

В отношении некоторых товаров производитель настаивает на раскрытии конечного покупателя для санкционного комплаенса. Более того, однажды выстроенные цепочки поставок могут оказаться нерабочими из-за изменения законодательства, которое ограничит работу с российскими лицами или компаниями.
При работе с местными партнерами важно учитывать не только коммерческие интересы сторон, но и правила таможенного и валютного контроля, уточняет Кирильченко. Например, если не заплатить или задержать оплату, то резидент может получить штраф от органов местного валютного контроля. Право на компенсацию такого платежа может быть прописано в контракте вместе с неустойкой, говорит юрист.
⦿ Общая налоговая нагрузка
Если же участник ВЭД решает локализовать компанию, то нужно учитывать налоговую нагрузку и регуляторные требования отдельной юрисдикции. Так, согласно исследованию международной консалтинговой компании TMF Group, в 2024 году Турция и Бразилия вошли в десятку стран, где сложнее всего вести бизнес с точки зрения налогообложения. В Турции часто меняется налоговое законодательство, а недавно введенный сбор за утилизацию отходов в качестве таможенного сбора при импорте усложнил налоговую отчетность. В Бразилии налогообложение сильно зависит от сферы деятельности и части страны, где работает компания.
Кроме этого, локализация бизнеса в отдельной стране расширяет перечень налогов, которые нужно уплатить. Кроме таможенных пошлин, НДС и акцизов компании нужно будет считать и перечислять налог на прибыль. При этом юрисдикции БРИКС нельзя рассматривать как низконалоговые гавани, а во многих странах налоговая нагрузка будет такой же, как в России, предупреждает Семенова.
| Страна БРИКС | ОАЭ | Индонезия | Египет | Россия | Бразилия | Китай | Иран | Индия | ЮАР |
| Базовая ставка НПО, % | 9 | 22 | 22,5 | 25 | 25 (15 + 10 дополнительно) | 25 | 25 | 25–35 | 27 |
Для снижения налоговой нагрузки есть соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), которые юристы рекомендуют учитывать при учреждении компании в странах БРИКС. У России есть СИДН со всеми государствами объединения, кроме Эфиопии, уточняет Семенова. Эти соглашения позволяют платить налоги по пониженным ставкам. Например, договоры с Бразилией, Индией и ЮАР снижают ставку налога на дивиденды до 10%, а с Китаем — до 5% при определенных условиях.
⦿ Работа с госорганами
При открытии отдельной компании в другой юрисдикции нужно встать на налоговый учет и наладить взаимодействие с местными органами, что осложняется особыми требованиями местного законодательства и длительными сроками рассмотрения заявок, обращает внимание Остроухов.
Дополнительно нужно быть готовым к проверкам. В России налоговая анализирует цены сделок по закупке и реализации импортных товаров. Это происходит в рамках общих мер по противодействию уклонению от уплаты налогов и правил трансфертного ценообразования. Особенно это актуально для взаимозависимых компаний, чей доход по сделкам больше 120 млн руб. в год, указывает Остроухов. Такие же правила есть и в странах БРИКС, которые ориентируются на опыт развитых стран, предупреждает Семенова.
Кроме этого, стоит учитывать сложности при взаимодействии с российской таможней. Сейчас особое внимание уделяют включению в таможенную стоимость роялти, вознаграждения платежных агентов и дивидендов. Еще оценивают порядок применения курса валют, если валюта договора и валюта платежа выражены в иностранной валюте и рублях соответственно, перечисляет Остроухов. Подтверждение страны происхождения товаров и их классификация при таможенном декларировании тоже остаются под пристальным вниманием таможни. Эти же вопросы вызывают больше всего споров и в странах БРИКС, резюмирует Кирильченко.