Президент Владимир Путин подписал самый масштабный пакет поправок к Налоговому кодексу за много лет. Мы разобрали ключевые изменения с юристами налоговых практик ведущих юрфирм. Эксперты нашли в законе не только очевидные проблемы для малого бизнеса и международных компаний, но и неожиданные поводы для оптимизма: например, открытый перечень расходов для УСН и сохранение привычных правил расчета налоговых сроков.
Снижение порога для УСН и патента
Лимит выручки для упрощенной и патентной систем налогообложения будет снижаться поэтапно. Сейчас предприниматели могут работать на льготных режимах при годовом доходе до 60 млн руб. С 2026 года порог снизится до 20 млн руб., в 2027-м — до 15 млн руб., а в 2028-м — до 10 млн руб.
Проблема в том, что текущий порог по выручке, при котором можно не платить сложный в администрировании НДС, упадет сразу втрое. Микрокомпании с доходом выше 20 млн руб. будут платить НДС по ставке 5%. При этом предприниматели продолжат платить налог еще и по УСН: 6% — при объекте налогообложения «доходы», 15% — при «доходы минус расходы». В итоге получается оборотный налог 11%, который выше средней нагрузки крупных компаний.
Изначально законопроект предусматривал одномоментное падение до 10 млн руб. уже в следующем году. Переходный период стал уступкой (довольно слабой) бизнесу после критики.
Бенефициары изменений — крупные торговые сети, говорит управляющий партнер Пепеляев Групп Сергей Пепеляев. Потолок в 60 млн руб. создавал комфортные условия для дробления средних торговых компаний-конкурентов. Решение этой задачи обернется банкротствами или уходом в тень большого числа добросовестных малых предприятий, работающих на грани рентабельности, предупреждает юрист. Многие бывшие «упрощенцы» станут плательщиками НДС.
Положительное изменение — открытый перечень расходов для УСН с объектом «доходы минус расходы». Раньше бизнес мог зачесть только 44 категории затрат из закрытого перечня. Теперь компании смогут учитывать любые расходы при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. Это позволит точнее определить «чистый доход», который облагается по ставке 15%.
В виде поблажки установлено, что к новообращенным плательщикам НДС не будет в течение 2026 года применяться ответственность за непредставление в установленный срок декларации, добавляет Пепеляев.

Повышение НДС
Налоговая ставка НДС увеличится с 20 до 22%. Изменение коснется всех плательщиков этого налога.
Для крупного бизнеса влияние реформы вряд ли будет значительным, считает партнер и руководитель практики цифрового права Афонин, Божор и партнеры Михаил Божор. Большинство контрагентов крупных компаний работают на общей системе налогообложения, их счета-фактуры дают право на вычет «входящего» НДС. Нагрузка сведется к повышению ставки на 2 процентных пункта. До конца 2026 года продлен упрощенный заявительный порядок возмещения НДС, ориентированный прежде всего на крупных налогоплательщиков, включая участников налогового мониторинга.
У малого и среднего бизнеса значительная часть партнеров — такие же субъекты МСП, чьи доходы не превышают 20 млн руб. Это вынуждает применять пониженную ставку НДС 5% без права на вычет, превращая налог в дополнительный платеж с оборота.
Предусмотренная законом возможность перейти на общую ставку НДС 22% по прошествии четырех кварталов применения сниженной ставки вместо 12 кварталов на практике принесет мало ощутимой пользы, отмечает Божор.
Не стоит забывать и о свежем постановлении Конституционного суда — тот разъяснил, какие последствия внедрение или повышение НДС имеет для долгосрочных контрактов бизнеса. Заложенные в разъяснениях принципы актуальны и для нового повышения налогов.
Новые полномочия ФНС
Согласно поправкам, налоговым органам дали намного больше полномочий на стадии рассмотрения материалов проверки. Они получают доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, могут производить осмотр или выемку при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Это существенное расширение контрольных полномочий налоговых органов создает для налогоплательщиков дополнительные риски, говорит старший юрист налоговой практики Melling, Voitishkin & Partners Роман Билык. Доступ на территорию, право на проведение осмотра и выемки в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля позволяют налоговому органу собирать доказательственную базу уже после ознакомления с позицией налогоплательщика, изложенной в возражениях.
По мнению Билыка, это нарушает баланс прав сторон в налоговом споре.
Налоговый орган получает возможность целенаправленно искать доказательства для опровержения аргументов налогоплательщика, чтобы исправить пробелы, допущенные во время проверки.
Роман Билык, старший юрист налоговой практики Melling, Voitishkin & Partners
Таким образом, стадия рассмотрения материалов проверки трансформируется в продолжение выездной проверки, что повышает непредсказуемость и усиливает правовую незащищенность бизнеса, констатирует юрист.

Экстерриториальные налоговые проверки
Новый закон внедряет принцип экстерриториальности. Теперь камеральные проверки деклараций может проводить любая уполномоченная ФНС инспекция. Будет это не в каждом случае, а по необходимости. Документы и объяснения к такой проверке можно представлять в «родную» инспекцию, куда направляется сама отчетность.
Изменение затронет практически всех налогоплательщиков, включая организации и физических лиц, отмечает Билык. Главные риски для бизнеса в том, что исчезнет «человеческий фактор». Теперь проверять декларации будет не местная инспекция и не конкретный налоговый инспектор, который знаком с деятельностью компании по предыдущим проверкам, а обезличенный налоговый орган, возможно, из другого региона.
Позвонить инспектору и быстро что-то устно пояснить уже не получится — любое расхождение, скорее всего, приведет к формальному истребованию документов и пояснений, предупреждает Билык. При этом проверять декларации будут узкие специалисты, которые лучше находят ошибки, а значит, вырастет риск доначислений. Спорить и доказывать свою правоту тоже станет сложнее, так как все общение будет удаленным и строго формальным.
В связи с этим изменением также вводится экстерриториальное рассмотрение и апелляционных жалоб по результатам налоговых проверок, добавляет Пепеляев. Это означает, что их может рассматривать не налоговый орган, вышестоящий над проверявшей инспекцией, а иной. На первом этапе внедрения новшество коснется наиболее загруженных управлений ФНС по Москве и Санкт-Петербургу.
Часть жалоб налогоплательщиков обеих столиц «поедет» в регионы. Как будет проходить распределение жалоб, поправка к НК не определяет, установить этот алгоритм — полномочие ФНС.
Сергей Пепеляев, управляющий партнер Пепеляев Групп
Обжаловать действия, бездействие или решения налоговых органов, находящихся вне адреса или места жительства налогоплательщика, можно будет в арбитражный суд по адресу налогоплательщика. Дополнительные командировки для рассмотрения налоговых споров не понадобятся.
Закрепление исключительной подсудности налоговых споров по месту нахождения налогоплательщика, а не проверяющего налогового органа позволит бизнесу отстаивать свои интересы в привычном для него суде, заключает Билык. Это существенно снизит процессуальные издержки и упростит доступ к правосудию.
Компаниям, чья деятельность потенциально связана с налоговыми рисками, целесообразно как можно скорее разработать «защитный файл», чтобы заранее подготовиться к новому формату проверок, советует Божор.

Ограниченное смягчение штрафов
Новая редакция НК серьезно ограничивает снижение налоговых штрафов при наличии смягчающих обстоятельств. Теперь штраф можно будет уменьшить не более чем в десять раз. Это радикально меняет текущую более гибкую практику, которая допускает значительное снижение штрафов, например в 32 или 64 раза.
Изменится и методика расчета. Закон гласит, что за каждое смягчающее обстоятельство штраф можно снизить в два раза, не раскрывая при этом методику расчета. Раньше налоговые органы часто применяли подход, при котором каждое последующее смягчающее обстоятельство уменьшало уже сниженную сумму штрафа в геометрической прогрессии, объясняла старший юрист налоговой практики CLS Ирина Лоскутникова.
Было: при штрафе 100 000 руб. и трех смягчающих обстоятельствах сумма уменьшалась последовательно: 100 000 / 2 = 50 000; 50 000 / 2 = 25 000; 25 000 / 2 = 12 500 руб.
Стало: теперь ФНС предлагает применять простой расчет, где сумму штрафа делят на общее количество смягчающих обстоятельств. В той же ситуации штраф составит 100 000 / (2×3) = 100 000 / 6 = 16 700 руб.
На практике это означает, что для снижения размера налоговых санкций могут быть приняты во внимание не более четырех смягчающих обстоятельств, поясняет Билык. Согласно Налоговому кодексу, каждое такое обстоятельство снижает размер санкции не меньше чем в два раза.
Это изменение вступит в силу с 1 сентября 2026 года.
Правило минимального налогообложения (Pillar 2)
Вводится антиуклонительная налоговая норма — правило минимального налогообложения со ставкой корпоративного налога 15%. В международной практике это правило носит название Pillar 2. Его сформулировала ОЭСР для борьбы со смещением прибыли в низконалоговые юрисдикции и создания равных конкурентных налоговых условий для международных компаний.
Новое правило распространяется на российские дочерние общества международных групп компаний и предполагает обложение получаемой ими прибыли по ставке 15%, поясняет старший юрист Denuo Дамир Зиннатулин.
Начиная с 1 января 2026 года участники международных групп будут обязаны доводить свою налоговую нагрузку до эффективной ставки в 15%, добавляет глава практики налогообложения SEAMLESS Legal Мария Кабанова. Это обязательство будет возникать в случаях, когда материнская компания такой группы находится за рубежом и при этом соблюдаются дополнительные критерии, устанавливаемые законопроектом.
Изменение в первую очередь коснется участников международных групп, применяющих отдельные налоговые льготы, например кластерные или профильные, как для IT-отрасли.
Мария Кабанова, советник и глава практики налогообложения SEAMLESS Legal
Такими поправками законодатель стремится сохранить в России налоговую базу компаний, доход которых мог бы подлежать иностранному налогообложению, продолжает Кабанова. Но российская методика расчета сильно отличается от международного стандарта — в первую очередь тем, что рассчитывать эффективную ставку предлагается отдельно для каждого налогоплательщика, а не по юрисдикции в целом, как этого требует международный стандарт. Помимо этого, различия могут давать и иные методологические расхождения при расчете эффективной ставки.
«На практике налогоплательщики опасаются, что эти методологические расхождения будут приводить к различиям в подходах налоговых органов в России и за рубежом и — при наименее благоприятном раскладе — к двойному налогообложению одного и того же дохода», — рассказывает эксперт. По словам Кабановой, «группу риска» по этой поправке ждет усложнение административного бремени и увеличение налоговой нагрузки.

Контроль за сделками с низконалоговыми юрисдикциями
Действие российских правил о трансфертном ценообразовании предлагается распространить на сделки с независимыми контрагентами, расположенными в юрисдикциях, где ставка налога на прибыль составляет 15% или ниже.
Сейчас ТЦО-контролю уже подлежат сделки с резидентами так называемых офшоров, список которых существенно расширен с 2024 года в связи с включением в него всех недружественных государств. На практике ТЦО-комплаенс в отношении таких сделок представляет собой серьезную административную нагрузку для российских налогоплательщиков, рассказывает Кабанова.
Теперь норму дополняют новым самостоятельным критерием — сделки с резидентами юрисдикций, где налоговая ставка окажется ниже установленного порога, будут подпадать под контроль, даже если юрисдикция не включена в соответствующий черный список. Это, например, может во многом нейтрализовать положительный эффект от недавно анонсированного Минфином исключения ОАЭ из списка офшоров, отмечает эксперт. С тем, что новое правило имеет «самое непосредственное» отношение к решению Минфина, согласен и Зиннатулин.
Несмотря на исключение ОАЭ из списка офшоров, сделки с резидентами ОАЭ, даже не являющимися взаимозависимыми с российским контрагентом, будут подлежать ТЦО-контролю на основании уровня ставки корпоративного налога. Она в Эмиратах равна 9%. Получается, одно основание контролируемости сделок с резидентами ОАЭ заменили новым.
Дамир Зиннатулин, старший юрист Denuo
Поправки поднимают ряд вопросов, отвечать на которые придется практике их применения, говорит Кабанова. В частности, каким образом будут определять и подтверждать ставку налога в иностранной юрисдикции, если в государстве действуют, например, разные ставки или прогрессивная шкала налогообложения. Еще один вопрос — будет ли учитываться эффективная налоговая ставка соответствующего контрагента.

«Технологический» сбор на электронику
С 1 сентября 2026 года вводится новый платеж в федеральный бюджет — «технологический» сбор. Вносить его обязаны лица, ввозящие в страну электронную компонентную базу или содержащую ее продукцию (в первую очередь это ноутбуки, смартфоны), а также российские производители такой продукции из иностранных комплектующих. Предусмотрена твердая ставка сбора на единицу товара, но не более 5000 руб.
Никакой иной конкретики в отношении платежа закон не содержит, обращает внимание Пепеляев. Все полномочия переданы правительству. Именно ему предстоит утвердить перечень облагаемых вещей, размер сбора за вещи определенного вида (в пределах максимального), порядок и сроки уплаты сбора и возврата излишне поступивших сумм.
Изменения для IT-бизнеса
Несмотря на мрачные прогнозы, для IT-отрасли последствия реформы оказались мягче ожидаемых — нулевая ставка НДС при реализации программ, включенных в реестр российского ПО Минцифры, сохранилась, отмечает Божор.
При этом повышена льготная ставка страховых взносов для аккредитованных IT-компаний — с 7,6 до 15% в пределах базы при сохранении ставки 7,6% на выплаты сверх базы.
Учитывая, что основная статья расходов технологических организаций — это фонд оплаты труда (до 70–80% затрат), общая налоговая нагрузка на IT-бизнес существенно вырастет.
Михаил Божор, партнер, руководитель практики цифрового права Афонин, Божор и партнеры
Дополнительные изменения затронут участников Сколково с IT-аккредитацией: они утрачивают право на льготные тарифы страховых взносов, сохраняя лишь стандартные ставки, действующие для всех резидентов Сколково (30% на выплаты до 1,5 МРОТ и 15% — на превышение).
Одно из неочевидных последствий этого — ограничение доступа сотрудников к льготной IT-ипотеке, предупреждает Божор. Для получения сниженной ставки необходимо подтвердить не только аккредитацию работодателя, но и применение им пониженных страховых тарифов. Пока что банки не проверяют реальность применения льготных ставок, но со следующего года вполне могут начать, и тогда начнутся отказы в IT-ипотеке.
Продление льгот по приостановленным СОИДН
Среди неочевидных изменений Кабанова обращает внимание на продление отдельных положений ранее приостановленных соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Большинство из них истекало 31 декабря 2025 года.
Продление коснулось не всех льгот, рассказывает юрист. Например, не продлеваются льготы в отношении доходов от использования или предоставления авторских и смежных прав. Это касается и зарубежного ПО, доступ к которому по-прежнему остается важным условием для многих налогоплательщиков. Также сокращен перечень льготируемых международных перевозок.
Для российских налогоплательщиков сокращение периметра льгот приведет к дополнительной финансовой нагрузке, предупреждает юрист. В первую очередь — через активацию gross-up оговорок, предусмотренных многими трансграничными контрактами.
Перечень льгот по приостановленным СОИДН расширен за счет одной новой нормы. Теперь НК освобождает от налогообложения у источника доходы, возникающие при прощении долга иностранному должнику, в частности в случае истечения срока исковой давности по такому долгу.
Льгота действует при соблюдении двух условий: в отношении такой иностранной компании введены ограничительные меры и доля государственного участия в ее капитале составляет не менее 50%.
Сама по себе эта норма имеет довольно узкую сферу применения, считает Кабанова. «Внесение в законодательство узкой нормы, предусматривающей освобождение от налогообложения, вызывает опасение, что во всех остальных случаях налоговые органы будут придерживаться консервативной трактовки и взимать налог при прощении», — заключает юрист.

Сроки уплаты налогов остались прежними
В окончательной редакции закона власти отказались менять сроки уплаты налога, если последний день срока уплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день. С учетом позиции ФНС о возможных технических сложностях отражения начисления и уплаты поправка была исключена, порядок расчета сроков не изменится.
Положительный эффект в том, что сохранится понятное и стабильное регулирование. Сейчас практически нет споров о применении правил о расчете сроков, комментирует советник налоговой практики ALUMNI Partners Михаил Голованев. Появление исключений привело бы к тому, что правила расчета сроков стали бы ставиться под сомнение и в других ситуациях.
Так что сохранение действующей нормы о сроках — одна из немногих хороших новостей для бизнеса в новом Налоговом кодексе.





