Утренний обзор за 27 ноября: ограничения для старого флота и первая конфискация бизнеса в сфере ТКО

Фрунзенский райсуд Иваново по иску Генпрокуратуры передал государству активы оператора по обращению с отходами на 5,6 млрд руб. Конституционный суд подтвердил, что недвижимость, купленную на взятку и записанную на близких, нельзя защитить правом собственности. Минтранс предложил ввести возрастную планку для флота: обязательные проверки и повышенные сборы после 30 лет и запрет на заход в порты для судов старше 40 лет. Об этих и других событиях — в утреннем обзоре Право.ru.

Генпрокуратура добилась конфискации бизнеса в сфере ТКО. Фрунзенский райсуд Иваново передал в доход государства активы регионального оператора стоимостью 5,6 млрд руб. (дело № 2-3168/2025). Он признал, что семья Ярченковых управляла отраслью через сеть аффилированных фирм и извлекала миллиарды при покровительстве директора департамента ЖКХ Дениса Кочнева, передает «Коммерсант». По данным прокуратуры, Ярченковы оформили бизнес на родственников, платили Кочневу взятки и только за 2021–2024 годы получили 2,3 млрд руб. дивидендов при нормативной прибыли около 100 млн руб. Ответчики заявили, что будут обжаловать решение. Это первое дело о передаче в госсобственность бизнеса в сфере ТКО.

КС утвердил подход к конфискации имущества, переданного близким для сокрытия взяток. Конституционный суд закрепил, что если взятка превращена в недвижимость и оформлена на третьих лиц, то такое имущество не защищается правом собственности, даже если это единственное жилье. Родственные связи, отсутствие приговора и ссылки на добросовестность не спасут: если человек знал или должен был знать о происхождении денег, объект подлежит конфискации в полном объеме. Эту позицию суд сформулировал сразу в двух отказных определениях (№ 2916-О и № 2917-О). В обоих случаях заявители оспаривали конфискацию недвижимости, оформленной на них после получения взяток их близкими.

Минтранс хочет закрыть порты для судов старше 40 лет. Об этом сообщают Ведомости. Министерство предложило законопроект, который вводит жесткие возрастные ограничения для российского и иностранного флота. Суда старше 30 лет обяжут проходить ежегодное освидетельствование и платить повышенные портовые сборы, а судам старше 40 лет запретят заходить в российские порты, за исключением отдельных категорий по решению правительства. Для иностранных судов старшего возраста потребуется российское свидетельство на полгода, а ответственность грузовладельца за эксплуатацию опасного флота расширят. Ввести запрет планируют к 2030 году, предусмотрев два переходных периода по 180 дней. Инициативу поддержали Минпромторг и судостроители, заявляя о необходимости ускоренного обновления флота. Рыбопромышленники, напротив, предупреждают, что под ограничение подпадет большая часть промысловых судов — до двух третей по отдельным направлениям, что ударит по отрасли и перевозкам в ключевых регионах.

ФНС просит пересмотреть дело по арестному залогу по новым обстоятельствам. Вслед за отказом от надзорной жалобы по делу Инзенского деревообрабатывающего завода (дело № А72-19547/2022) налоговая попросила Верховный суд о пересмотре. Причины, на которые ссылается служба, пока неизвестны, но 20 ноября ВС выпустил разъяснения о том, что налоговый арест по п. 2.1 ст. 73 НК в банкротстве порождает залог в силу закона. При этом в июле по этому спору экономколлегия вынесла решение не в пользу ФНС, решив, что арест имущества должника не дает налоговой приоритета и не превращает ее требования в обеспеченные залогом.

Контроль за самозанятыми таксистами предлагают передать агрегаторам. Как пишет РБК, с такой просьбой выступило «Объединение самозанятых России». Общественники считают, что частных водителей нужно выделить в отдельный режим и закрепить их работу только через цифровые платформы. По их мнению, правила для профессиональных таксопарков не подходят водителям на личных автомобилях и толкают их в серые схемы — от стоянок до чатов в соцсетях, где поездки не контролируются и не страхуются. В обращении к Михаилу Мишустину объединение предлагает ввести для таких водителей автоматические проверки через агрегаторов, обязательную диспансеризацию, ОСАГО и страхование жизни, оформленное платформой.

За читерское ПО собираются вводить штрафы. Депутаты Госдумы совместно с Минспортом обсуждают поправки, которые введут административную ответственность за использование запрещенного программного обеспечения на киберспортивных турнирах, узнали «Известия». Предполагается, что применение читов и специальных программ во время матчей внесут в КоАП как отдельное нарушение, за которое будут назначать штрафы до 30 000 руб. Законопроект должен определить, какие именно программы признают читерскими, как фиксировать их использование, кто будет составлять протоколы и в каком порядке участники смогут обжаловать санкции.

Новости партнеров

На главную