Наложение границ земельных участков – проблема распространенная. Может ли она повлечь прекращение права собственности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, но на практике встречается всякое. В недавнем случае собственник чуть было не попрощался со своей землей из-за некомпетентности кадастрового инженера, допустившего ошибку в межевом плане. К счастью, на помощь пришел Верховный суд.
Земельные участки Елены Котовой* и Анны Ильиной* находятся по соседству. При постановке участков на кадастровый учет обнаружилось, что границы участка Ильиной заходят на участок Котовой. Та обратилась в суд.
Котова получила свой участок в собственность для ведения крестьянско-фермерского хозяйства из земель запаса. Ильина была собственником участка на основе двух договоров дарения. Каждый из дарителей, прежде чем сделать подарок, образовал один земельный участок и выделил его в натуре в счёт земельной доли на праве общей долевой собственности.
В суде Котова настаивала, что земля Ильиной образована незаконно. Поэтому Котова требовала признать право собственности Ильиной на участок отсутствующим, а сведения Государственного кадастра недвижимости о местоположении границ участка Ильиной – кадастровой ошибкой.
Бейский районный суд Республики Хакасия удовлетворил требования Котовой. Верховный суд Республики Хакасия оставил это решение без изменения. Оба они пришли к выводу, что при постановке земельных участков на кадастровый учёт произошла кадастровая ошибка, и участки Ильиной наложились на участок Котовой. Межевой план земельных участков Ильиной выполнен с нарушениями. В связи с этим право собственности Ильиной было признано отсутствующим. При этом суды исходили из того, что наличие кадастровой ошибки в сведениях о границах земельных участков является основанием для прекращения права собственности на них.
ВС с этим выводом согласиться не мог.
Кроме того, ВС обратил внимание, что при разрешении спора суд первой инстанции не указал способ исправления кадастровой ошибки, а апелляция его не поправила. После того как суд установил, что межевой план земельных участков выполнен с нарушениями закона, он должен был решить вопрос об ответственности кадастрового инженера, который формировал и ставил на кадастровый учет земельные участки Ильиной. Этого тоже сделано не было.
Договоры дарения, по которым Ильина получила участки, не оспорены и не признаны недействительными. Пока этого не случится, право на указанные в договорах участки не может быть отсутствующим.
В связи с ошибками, допущенными нижестоящими судами, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение во вторую инстанцию (№ 55-КГ17-1). В настоящий момент оно еще не рассмотрено.
По мнению ведущего юрисконсульта ООО "Центр правового обслуживания" Дмитрия Макаренко, этим делом ВС вновь подчеркнул, насколько важную роль в гражданском праве играет институт права собственности. Лишение законных прав на недвижимость должно применяться лишь в исключительных случаях. Помимо этого ВС отметил, что нижестоящие судебные инстанции не указали способ исправления кадастровой ошибки, что противоречит одной из задач гражданского судопроизводства – разрешению гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией