Верховный суд Республики Хакасия


Верховный суд Республики Хакасия
Руководство
Председатель суда Носов Виктор Николаевич
Заместитель председателя суда Воскобойников Александр Николаевич
Заместитель председателя суда Доможаков Сергей Николаевич
Заместитель председателя суда Пислевич Ирина Петровна
Контакты
Адрес655000, г. Абакан, ул. Чертыгашева, 80
Телефон(3902) 22-24-89
Сайтvs.hak.sudrf.ru/

История

20 октября 1930 г. Президиум ВЦИК постановил: «Преобразовать Хакасский округ в существующих его границах в автономную Хакасскую область, входящую, как территориальная часть, в состав Западно-Сибирского края».

4 ноября 1930 г. на заседании Президиума Запсибкрайисполкома рассматривался вопрос о преобразовании округа в область согласно принятым решениям правительственных органов. Датой создания Хакасской автономной области было решено считать 7 ноября 1930 г.

На заседании оргкомитета Запсибкрайисполкома по организации Хакасской автономной области 13 ноября 1930 года при обсуждении вопроса об организации отделов облисполкома постановили организовать областной суд. Первым председателем областного суда был избран Яков Митрофанович Арыштаев, его заместителем стал Конон Васильевич Буслаев.

Таким образом, датой создания областного суда в Хакасии является 13 ноября 1930 г. Поскольку Верховный суд Республики Хакасия является правопреемником областного суда Хакасии, то 13 ноября 1930 г. является также датой его образования.

7 декабря 1934 г. Постановлением Всероссийского ЦИК «О разукрупнении Западносибирского и Восточносибирского краев и образовании новых областей в Сибири» был образован Красноярский край с центром в г. Красноярске, в состав которого вошла и Хакасская автономная область.

21 января 1937 г. постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов была утверждена Конституция РСФСР, согласно которой в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики входили, в том числе, и шесть автономных областей, одной из которых была Хакасская. То есть Хакасская автономная область, по Конституции РСФСР 1937 г., стала самостоятельным субъектом в составе РСФСР. Статья 112 Конституции РСФСР предусматривала, что суды автономных областей избирались Советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.

Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1538-1 «О преобразовании Хакасской автономной области в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику» постановлено преобразовать Хакасскую автономную область в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику" (ст. 1).

В соответствии со ст. 6 Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1539-1 «О порядке преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в советские социалистические республики в составе РСФСР» к компетенции Верховного Совета Хакасской Советской Социалистической Республики отнесено избрание Верховного Суда этой республики.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).