"Право.Ru" продолжает рассказывать об известных юристах и сотрудниках правоохранительных органов их же словами. Этот жанр — "правила жизни" — впервые был представлен в России журналом Esquire. В очередном выпуске — Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ, генерал армии, кандидат экономических наук. Нургалиеву 57 лет, он живет и работает в Москве.
О состоянии правоохранительных органов
Многие сотрудники не имеют никакой юридической подготовки. Как можно сегодня, не обладая юридическим образованием, работать в системе, где каждый день нужно применять нормативно-правовые акты? ("Российская газета", август 2011)
Милиция, собственно, ни от своих прямых обязанностей, ни от общества в целом бегать не собирается. Наоборот, милиция будет к народу еще ближе. Вообще мы хотим вернуть реальное звучание былому гордому словосочетанию "народная милиция". ("Комсомольская правда", ноябрь 2006)
Нам приходится заниматься множеством задач, напрямую не связанных с противодействием преступности и охраной общественного порядка. Например, доставкой повесток по поручению военных комиссариатов, поддержкой судебных приставов, которые уже сегодня имеют необходимый потенциал, а порой и весьма экзотическими — такими, как поиск безнадзорных животных. (На рабочей встрече с членами Совета Федерации и Госдумы, март 2010)
Граждан и организации, которые обращаются в органы внутренних дел, в первую очередь интересует конечный результат. К сожалению, до недавнего времени у нас очень часто акценты были расставлены по-иному. Приоритет отдавался отчетной документации, за которой терялся человек и его насущная проблема. ("Российская газета", март 2012)
Наш профессионализм должен всегда быть на уровне… Стараемся выбирать из всех граждан лучших из лучших. ("Утро.ру", март 2012)
О преступлениях подчиненных и состоянии общества
Трагические события <в супермаркете "Остров"> болью отозвались в наших сердцах. Они коснулись каждого из нас — от ветерана до молодого курсанта. Это заставляет нас еще раз проанализировать причины случившегося, сделать выводы и понять, как не допустить повторения подобных трагедий. ("Интерфакс", май 2009)
Та история, которая произошла с Евсюковым, она имеет и историческую справку. Это как раз 90-е годы, это как раз, откровенно говоря, уход и отток наиболее качественного ядра профессионалов. Это ускоренные так называемые курсы подготовки… Самое главное и страшное — то, что оружие применял руководитель. (Телеканал "Вести", август 2009)
<Полицейские> вообще не имеют права даже думать о том, чтобы каким-либо образом нарушить закон… В народе говорят: "С болью надо переспать". А как же в таком случае нужно поступить с предательством? А именно такой оценки заслуживает правонарушение сотрудников полиции. ("Утро.ру", март 2012)
Если идет нападение, то в любом случае должна быть самооборона. Например, я иду, допустим, по улице, а какой-то милиционер меня начинает бить. На основании чего? Я что, преступник? Конечно, наверное, здесь будет именно та заваруха, о которой мы говорим. Поэтому мы здесь все равны, а гражданин будет вдвойне равен. (На встрече с курсантами вузов МВД, ноябрь 2009)
Ведь вопрос заключается не в том, что мы плохие, а в том, что у нас общество болеет такими же проблемами. Ведь я же никого с других планет набрать не могу. Может, это ваш товарищ пришел или близкий родственник — это же наши россияне. (На заседании круглого стола "Духовность, нравственность, закон", март 2012)
Об открытости
Совершена ошибка — будь любезен, не тупи глаза, не надувай щеки, признай ошибку, нормально извинись перед гражданами, и это будет правильно воспринято… Так должен делать нормальный честный офицер. Увижу, что есть какие-то моменты отрицательные, которые скрываются, буду принимать самые жесткие меры, вплоть до увольнения. (На встрече с сотрудниками Управления МВД по Костромской области, август 2011)
В настоящее время дооснащаются видеокамерами дежурные части, места для задержанных, изоляторы временного содержания. Поставлена задача: глухие межкабинетные перегородки заменить обзорными стеклянными. (Выступление в Госдуме, апрель 2012)
Как известно, в последние годы по милиции, органам внутренних дел в целом был нанесен серьезный информационный удар. По каждой критической публикации нами проводилась служебная проверка. И выяснялось, что не всегда информация была объективной. Да, есть у нас и те, кто позорит честь мундира. И таких сотрудников мы выявляем собственными силами, но многие годы здесь работают люди не за интерес, а за совесть. ("Российская газета", март 2012)
Усиление внимания к факту противоправного поведения полицейского — явление во всем мире объективное. Но в иностранных государствах общественный интерес к таким случаям соизмеряется с общественной опасностью проступка. У нас другая ситуация — у нас превалирует чрезмерное информационное давление. Несмотря на официальные комментарии, ведется активный поиск новых, не всегда соответствующих действительности фактов, их вольная, зачастую неграмотная с правовой точки зрения квалификация и использование слухов. (Выступление в Госдуме, апрель 2012)
Общественный интерес к вопросам деятельности органов внутренних дел, оценка со стороны граждан — важнейший показатель эффективности нашей работы. ("Российская газета", март 2012)
О реформе МВД и переаттестации сотрудников
Главное — внимательно всесторонне оценивать человека, его моральные и психологические качества, а также состояние здоровья. Но разбрасываться людьми мы не собираемся, это наш огромный профессиональный потенциал. (На рабочей встрече с членами Совета Федерации и Госдумы, март 2010)
Толстые и пузатые аттестацию не пройдут. ("Новые известия", июнь 2011)
Сразу хочу сказать, что нам не по пути с теми, кто не готов служить в новых условиях, склонен к нарушению законности, в том числе имеет какие-то потусторонние заработки, которые влияют на оперативно-служебную деятельность и на морально-психологический климат в коллективе. (На рабочей встрече с членами Совета Федерации и Госдумы, март 2010)
Вот там, за моей спиной, в прошлом, остались взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями, коррупция и весь негатив, нет его сегодня. (РБК, август 2011)
Нужно немало времени, чтобы вырастить новое поколение полиции — высоконравственное, устойчивое к профессиональным угрозам и деформации. Это должно произойти постепенно, а не путем слома. Выражаясь метафорически, если среди здоровых колосьев вдруг возникает сорное растение, его просто с корнем удаляют, но не бросаются перепахивать все поле. (На заседании круглого стола "Духовность, нравственность, закон", март 2012)
Непросто аттестовывать руководителей… И вы знаете, подчас такая информация перед нами встает! Раньше, только через полномочия Министерства внутренних дел, мы такими вещами не располагали: и недвижимость за рубежом, и другие серьезные проблемы (Выступление в Госдуме, май 2011)
У нас было очень много коррупции, другие серьезные вопросы, и мы просто сказали: хватит нам арестовывать и только сажать. ("Комсомольская правда", апрель 2012)
В рамках реформы из органов было уволено 5600 сотрудников и еще 44000 приняли решение об увольнении до ее начала, но полностью очистить ряды МВД в рамках реформы невозможно. (Выступление в Госдуме, апрель 2012)
Создание достойной системы МВД России – задача не только ее руководства, но и всего общества, в том числе и театра, телевидения, киноиндустрии. (На заседании круглого стола "Духовность, нравственность, закон", март 2012)
Все ошибаются, что реформа — это мгновенная реформа… Нам еще с вами идти, может, десятилетия. ("Комсомольская правда", апрель 2012)
О нравственности и личных качествах полицейского
Ситуация с нравственностью у нас крайне критическая, но на борьбу с проституцией мы должны подняться все вместе, в том числе и я. (На встрече с участниками молодежного форума "Селигер-2010", июль 2010)
Я человек, который никогда не высказывает эмоции, я говорю только факты. ("Газета.Ru", апрель 2012)
Надев полицейскую форму, человек становится представителем государства и закона, и его личные представления о добре и зле, предательстве и подлости должны соответствовать интересам государства. (На заседании круглого стола "Духовность, нравственность, закон", март 2012)
Нам нужно, может быть, даже какую-то такую дисциплину ввести или курс — "человеколюбие". Мы очень озлоблены сейчас, у нас очень много проблемных вопросов, а надо просто научиться слушать и быть услышанным, надо уметь сопереживать, сочувствовать. (На заседании круглого стола "Духовность, нравственность, закон", март 2012)
Мы должны и будем стремиться быть лучше той среды, в которой мы вынуждены сегодня работать. (Выступление в Госдуме, апрель 2012)
Очень легко заразиться одним, другим, третьим. Говоря аллегориями, полицейские имеют дело с болезнью, причем со страшной болезнью: грязь, наркотики, семейные конфликты, вынужденные контакты с преступным миром. Когда в инфекционный изолятор приходит врач, он защищен от заразы, а полицейский? Насколько молодые люди, девушки и юноши способны противостоять преступной заразе? Насколько они защищены? Мы что, суперменов облачаем в форму полицейских и направляем их туда, где гниль, где разложение, где духовная гангрена, где холера и чума, передающиеся гораздо легче, чем физические холера и чума? Мы молодых мальчиков и девочек туда отправляем. (На заседании круглого стола "Духовность, нравственность, закон", март 2012)
Мне кажется, давно назрела ситуация, чтобы провести мониторинг в стране, узнать, кто что слушает, читает и смотрит. (На заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, август 2011)
Надо вернуть наши мультики, надо вернуть тех персонажей и тех героев, на которых воспитывались целые поколения детей в нашем государстве. (На слушаниях в Совете Федерации, март 2012)
С отдельной просьбой обращаюсь к деятелям культуры и искусства — <научить сотрудников полиции> находить прекрасное в повседневном, быть чутким человеком. (РИА "Новости", март 2012)
О частной жизни и приемах йоги
Сидячий образ жизни, большой объем работы, при котором забываешь о нормальном питании, — все это привело к тому, что в свое время стало элементарно трудно существовать. И неприятно как мужчине, уважающему себя. ("Комсомольская правда", ноябрь 2006)
Я с некоторых пор вегетарианец. ("Комсомольская правда", ноябрь 2006)
(Демонстрируя позу из курса йоги:) Вот таким образом — и раскрываете полностью весь лотос. Можете немного покачаться. (На встрече с курсантами вузов МВД, ноябрь 2009)
Можно сказать, что я недавно вернулся в свою хоккейную юность — приступил к тренировкам в команде ветеранов МВД. Но сменил амплуа — из вратаря переквалифицировался в нападающего. ("Комсомольская правда", ноябрь 2006)
Сейчас забыли романсы, вальсы, все, что нас объединяло, истоки и корни. Давно пора более серьезно посмотреть на исторические памятники, обратить внимание на самобытность и обычаи. (На заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, август 2011)
Мне нравится фильм "Глухарь", потому что впервые показана наша жизнь и психология. Это удалось сделать, там есть наша жизнь. Остальные сериалы какие-то не те. (NEWSru.com, сентябрь 2011)