ПРАВО.ru
Новости
2 ноября 2010, 11:06

Государство не знает, сколько платить людям за нерасторопность судей

Государство не знает, сколько платить людям за нерасторопность судей
Из-за отсутствия единой практики решения споров о компенсациях за судебную волокиту власти не могут понять, во сколько это обойдется бюджету

Как ранее сообщалось, из-за отсутствия единой практики решения споров о компенсациях за судебную волокиту власти не могут понять, во сколько это обойдется бюджету. Не рискнув давать прогнозы, чиновники решили вообще не учитывать эти расходы в основном финансовом документе на ближайшие три года.

По прошествии шести месяцев в применении закона о компенсациях за судебную волокиту обнаружился целый ряд проблем. Практика, которая сформировалась с момента вступления закона в силу, отличается неоднородно­стью. По мнению первого зампреда комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева, суммы присужденных компенсаций порой отличаются в десятки раз.

"Нет и четкого понимания ни у судей, ни у заявителей, какой срок разумный, а какой — нет. Будем надеяться, что совместный пленум Верховного и Высшего арбитражного суда ответит на все эти вопросы, иначе придется вносить изменения в законодательст­во", — поясняет г-н Груздев.

По его словам, из-за отсутствия единой практики возникли сложности с планированием расходов, которые могут быть потрачены на компенсации. "До сих пор в проекте бюджета на 2011-2013 годы не предусмотрено статьи на расходы за волокиту", — подчеркивает г-н Груздев.

Есть проблема и с определением разумных сроков, которые могут превышать указанные в законе. "К нам в комитет поступила жалоба от человека, который 22 года ходит в суды различных инстанций по одному вопросу", — рассказывает председатель комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. По его словам, на рассмотрении Европейского суда по правам человека в 2009 году находилось около 27% жалоб из России.

Правда, ЕСПЧ 24 сентября в первый раз отказал российскому заявителю. Сослались в Страсбурге на то, что, пройдя все инстанции, проситель не обратился с заявлением о компенсации за волокиту по новому закону.

Затягивание в рассмотрении дел связано в том числе с чрезмерной нагрузкой на судей, которая доходит до сотен дел в месяц на одного судью. "Вопрос о нормах нагрузки уже решается: совет судей вынес постановление и разрабатывает соответству­ющий законопроект", — говорит г-н Груздев.

Однако просить о расширении численности судей, по мнению председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, дело бесперспективное. "Около 100 миллиардов рублей ежегодно идет на содержание судебной системы. Для сравнения: по некоторым сельхозпроектам государ­ство выделяет 7-8 миллиардов рублей", — поясняет он.

По состоянию на 21 октября Верховный суд рассмотрел лишь одно дело о судебной волоките по суще­ству и присудил в качестве компенсации 288 тысяч рублей. Во все суды общей юрисдикции поступило 207 жалоб по рассмотрению гражданских дел, 396 — по уголовным вопросам и 918 — по исполнению решений. Из них удовлетворено 75 заявлений, а на рассмотрении осталось еще 142 жалобы. По данным советника президента Вениамина Яковлева, ежегодно через россий­ские суды проходит около 25 миллионов дел. Кассационные инстанции рассматривают по 80-90 тысяч споров в год.

Председатель Арбитражного суда города Москвы Олег Свириденко 1 ноября отметил, что вопрос о разумных сроках судопроизводства необходимо соотносить с нагрузкой судей. Например, АСГМ сейчас ежедневно получает по 700-800 исков, а судья рассматривает примерно по 50-40 дел. Кроме того, сказал О. Свириденко, по некоторым делам 5-дневный срок изготовления постановления суда абсолютно нереален. По мнению О. Свириденко, РФ необходимо возвращаться к упрощенному порядку рассмотрения споров до 100 тысяч рублей. "Такая инициатива ВАС была, однако я не знаю, что сейчас с ней", — сказал О. Свириденко. Кроме того, по его мнению, следует дать возможность судье решать, какие стадии процессов использованить в делах. О. Свириденко подчеркнул, что "суд нужно избавить от бесспорных дел". Например, только в банковском составе таких дел примерно 70%, сказал он.